Функциональная грамотность в контексте международных исследований

 

В ЦНППМПР г. Тобольск продолжается реализация методического абонемента «Формирование функциональной грамотности школьников: методика обучения, специфика заданий» для коллектива МАОУ «Шишкинская СОШ» Вагайского района.

11 марта 2022 года преподаватели Центра провели онлайн-семинар «Функциональная грамотность в контексте международных исследований».

Участники Методического абонемента познакомились с информацией о международных программах исследования качества образования TIMSS, PIRLS, PISA. Международные сравнительные исследования позволяют выявить и сравнить состояние и изменения, происходящие в системах образования в разных странах и оценить эффективность стратегических решений в области образования. Международные исследования получили активное развитие в нашей стране и, наряду с государственной итоговой аттестацией, всероссийскими проверочными работами, национальными исследованиями качества образования, формируют Единую систему оценки качества образования в Российской Федерации.

На семинаре шла речь об эволюции понятия функциональной грамотности и современном понимании функционального грамотной личности, компонентах функциональной грамотности.

Педагоги познакомились Концепцией общероссийской оценки функциональной грамотности по модели PISA, которая лежит в основе Проекта Минпросвещения России «Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности».

Главной задачей проекта является разработка на основе системно-деятельностного подхода заданий для обучающихся 5-х - 9-х классов. Этот комплекс заданий будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом ориентации на новые результаты.

Слушатели курса закрепили полученные знания через выполнение теста по теме, отвечая на вопросы:

В каком документе обозначены ключевые цели стратегического развития РФ?

Укажите международные сравнительные исследования, по результатам участия в которых Российская Федерация должна сохранить лидирующие позиции.

Что вы знаете о международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA?

Дайте определение понятию «Функционально грамотный человек».

Укажите компоненты функциональной грамотности.

21 марта 2022 года состоится следующее занятие, на котором педагоги будут работать с инструментарием по формированию и развитию функциональной грамотности, размещенном на сайте ИСРО РАО, познакомятся с форматом заданий.

 

Материал подготовлен Ольгой Маликовой, старшим преподавателем ЦНППМПР г. Тобольск

 

ТОГИРРО