Исследовательская и проектная деятельность школьников

 

4 мая 2024 года в Отделении непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников г. Тобольск (ОНППМПР) состоялся семинар «Исследовательская и проектная деятельность школьников». В семинаре приняли участие педагоги, которые стремятся воспитывать в детях позицию исследователя.

Сегодня формирование проектно-исследовательских знаний и умений школьников является одним из требований федерального государственного образовательного стандарта. «Проектно-исследовательская деятельность учащихся является обязательным элементом образовательных программ и должна быть включена в учебный процесс всех уровней образования - начального, основного и среднего» (Приказ от 16 ноября 2022 года №993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»).

У каждого педагога имеется собственный опыт реализации проектной и исследовательской деятельности школьников, но всегда интересно поучиться у своих коллег. На встрече 4 мая участники семинара познакомились с опытом коллег, ведущих это направление на протяжении многих лет и имеющих высокие результаты.

Ольга Васильевна Бухарова, учитель истории и обществознания филиала МАОУ «Прииртышская СОШ» - «Верхнеаремзянская СОШ им. Д.И. Менделеева», заведующая комплексно-краеведческим музеем «На родине Д.И. Менделеева», представила часть проектов и исследовательских работ своих учеников. Юные исследователи становятся победителями и лауреатами Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ имени Д.И. Менделеева, городских, районных, региональных научно-практических конференций «Растим патриота и гражданина: теория, опыт, инновации», «Интеллект XXI век», «Юный менделеевец». Ежегодным для участия является международный форум научной молодежи «Шаг в будущее». Темой для исследования часто становится определенная страница жизни поселка, близких людей:

  • Выдающиеся земляки

  • Герой России - житель нашего города

  • Герой Советского Союза - выпускник нашей школы

  • История села в военный период

  • Исчезнувшие деревни моей малой Родины

  • Храмы нашей местности.

«Увлекаясь темой исследования, проекта, важно помнить о грамотном оформлении работы, точности формулировок, - пояснила Ольга Васильевна, - например, формулировка цели - это чаще одно предложение, являющееся ответом на вопрос: зачем нам нужен этот проект?».

Светлана Валерьевна Тимохович, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №16 имени В.П. Неймышева г. Тобольск, представила несколько работ, которые также заслужили высокие оценки в научной среде, среди них работа «Резной узор Тобольских окон» получила признание на федеральном уровне. На примере работ «Моделирование кольчуги», «Сравнительный анализ печатной рекламы XIX и XXI вв. на материалах периодических изданий: «Тобольские губернские ведомости» XIX века и «Тобольской правды» XXI века» Светлана Валерьевна рассказала, как важно учить детей видеть потенциальные темы исследований в нашей обыденной жизни, учиться отличать предмет и объект исследования, работать с архивными документами. Условиями для совместной научной работы педагога и школьника для Светланы Валерьевны являются умение создавать атмосферу доверия и поддержки со стороны учителя, умение работать в проектном режиме, выходить за рамки школьной программы и учебного предмета.

Проектная и исследовательская деятельность формирует научный способ мышления, а также развивает готовность к постоянному саморазвитию и самообразованию, способность к проявлению самостоятельности и творчества при решении личностно и социально значимых проблем. Илья Эдуардович Кульмаметов, педагог-психолог МАОУ «Гимназия имени Н.Д. Лицмана» г. Тобольск, победитель конкурса «Педагог года Тюменской области-2024» в номинации «Педагог-психолог», применяет метод проектов для личностного развития подростков. На семинаре Илья Эдуардович представил мастер-класс, как проходить все этапы проектирования на актуальные для современных подростков темы:

  • Как вы понимаете для себя, что такое подработка?

  • Разработайте опросник и проведите исследование среди сверстников, о том какие виды подработки они выполняют и как это помогает им понять свои профессиональные интересы и навыки.

  • Пользуясь открытыми источниками изучите, каким образом творческая и интеллектуальная деятельность влияет на развитие личности.

  • Изучите объявления о подработке на различных платформах, выделите основные виды подработок и проанализируйте, какие из них требуют интеллектуальных или творческих навыков.

Своеобразный «Проект в проекте» получился у школы №2. Кристина Александровна Секисова, учитель химии МАОУ СОШ №2 г. Тобольск, представила результаты деятельности кружка «Химия окружающей среды». Лаборатория в школе организована при поддержке СИБУР. В дальнейшей реализации партнером проекта стал Институт Криосферы Земли, ТюмНЦ СО РАН, г. Тюмень. От своих наставников ребята получили важные уточнения о том, как грамотно готовить визуализацию стендовой защиты проекта. В рамках кружковой деятельности у ребят имеется возможность провести собственные исследования по мониторингу качества воздуха, воды, диагностики почв своего микрорайона и выступить на научно-практических конференциях муниципального, регионального и всероссийского уровней.

Старший научный сотрудник лаборатории истории Сибири Тобольской комплексной научной станции УрО РАН Татарникова Анна Ивановна многие годы выступает и в роли наставника юных исследователей, и в роли эксперта в составе жюри НПК. Она акцентировала внимание слушателей на том, как лучше готовиться к публичному выступлению на защите проекта или исследовательской работы:

  • Продумывать структуру доклада

  • Разбирать непонятные слова, термины

  • Использовать тайм-менеджмент (разбивка текста на части, установка время на каждую часть)

  • Прогнозировать возможные вопросы

  • Предварительно выступать с защитой проекта в кругу своих одноклассников

  • Корректировать защитную речь, презентацию, формировать готовность развернуть и свернуть речь при необходимости.

Библиотечно-информационный центр школы № 16 имени В.П. Неймышева (БИЦ) реализует свою деятельность исключительно в проектном формате. Заведующая БИЦ МАОУ СОШ №16 имени В.П. Неймышева г. Тобольск Надежда Анатольевна Леонтьева умело пользуется возможностями цифровой среды, переводя проекты в формат веб-квестов: «По стопам Семёна Ремезова», «Загадки великого химика». Хватает сил и времени и на индивидуальные проекты. «Сейчас, - поделилась Надежда Анатольевна, - полностью захватил проект по созданию прототипа орнитоптера «SkyBird», который уже вызывает интерес в научной среде». Работа продолжается.

 

Ольга Маликова, старший преподаватель Отделения НППМПР г. Тобольск

 

ТОГИРРО