Маркеры рождения речи

 

 

Учителя русского языка и литературы Тобольского образовательного округа 26 марта встретились со своими региональными методистами. Это уже вторая очная встреча, которую проводят Марина Юрьевна Стерликова, учитель русского языка и литературы Байкаловской школы и Светлана Викторовна Тимофеева, учитель русского языка и литературы Сетовской школы. Втору встречу педагоги провели на тему «Маркеры рождения речи».

Мероприятие под названием «Учимся у лучших» состоялось в отделении непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников г.Тобольск ТОГИРРО. Участниками встречи стали 14 учителей русского языка и литературы из школ Вагайского и Тобольского районов, города Тобольска, а также педагоги школ с низкими образовательными результатами.

В первой части встречи состоялся мастер-класс, который провели учителя русского языка и литературы Байкаловской школы Марина Юрьевна Стерликова и Сария Тимербулатовна Кабирова. Педагоги говорили о приёмах интенсивного обучения литературе и русскому языку, особое внимание уделив приёмам концептуализации. Поработали с концептом «Цвет» и посмотрели, как символика цвета определяет настроение и характер произведения, как работа с колоративами (словами, имеющими значение цвета) помогает отражать понимание выразительности цветового решения к окружающей действительности.

«Одна из целей изучения предмета «Русский язык» - совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе овладения основными понятиями культуры речи и функциональной стилистики, формирование навыков нормативного употребления языковых единиц и расширение круга используемых языковых средств; совершенствование коммуникативных умений в разных сферах общения, способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью, - отметила Марина Стерликова. - Конечно, мы работаем на достижение этой цели. Но навыки создания собственных текстов, навыки, приобретённые учащимися, чаще всего слабые. Это мы видим в ходе подготовки и при проведении итогового собеседования в 9 классе. 11-12-13 баллов - чаще всего такие оценки получают ребята за свои устные ответы. Сколько усилий приходится прилагать учителю, чтобы выпускники 11 класса получили зачёт за итоговое сочинение! С какими проблемами и трудностями сталкиваются учителя? Это проблема отбора содержательного материала».

Также возникают трудности при выстраивании взаимопонимания с учеником. «Нужно преодолевать возникающие психологические барьеры, которые отрицательно сказываются на ходе урока: когда учитель приходит в класс с замыслом интересного урока, а дети остаются равнодушными», - считает Марина Юрьевна. - «Большую роль играет умение учителя организовывать на занятиях диалог. В метапредметных результатах Федеральной рабочей программы прописаны результаты по овладению универсальными учебными коммуникативными действиями. Дети рассуждают, доказывают своё мнение. Пишут сочинения-рассуждения, сочинения-размышления на основе прочитанных. Вступают в диалог с автором. Первый вопрос, который должны задать себе дети, чтобы вступить в диалог с самим с собой - это вопрос «Какое отношение я имею к этому тексту?» - на этот вопрос обязательно должны дать ответ ваши дети».

Светлана Викторовна Тимофеева говорила о различиях в основной части сочинения по русскому языку в 9 классе (темы 13.2 и 13.3). Участники мероприятия проработали технологию подготовки обучающихся к написанию сочинений, разобрали отдельные приёмы и подходы.

В завершении встречи педагоги ответили на вопросы анкеты обратной связи, где отметили необходимость продолжения подобных встреч в очном формате, а также задали региональным методистам вопросы.

Напомним, региональный методический актив (РМА) в Тюменской области организует свою работу с целью повышения профессионального мастерства педагогов и снижения уровня их профессиональных дефицитов.

 

#РМА
#учимся_у_лучших
#онппмпр_тобольск

 

 

Любовь ФАТТАХОВА

 

ТОГИРРО