Опыт формирования функциональной грамотности школьников г. Тобольск

 

Руководители городских и районных методических объединений Тобольского образовательного округа подвели промежуточные итоги работы по теме формирования функциональной грамотности учащихся в 2023 году.

27 ноября 2023 года в Отделении НППМПР г. Тобольск провели рабочую встречу в формате онлайн и обсудили тему «Формирование функциональной грамотности школьников в контексте реализации ФГОС».

О проведенной работе за период с 2020 по 2023 годы сообщила старший преподаватель Отделения НППМПР г. Тобольск Ольга Владимировна Маликова.

С 2020 года ЦНППМПР организует повышение квалификации педагогов Тобольского образовательного округа (г. Тобольск, Тобольский, Вагайский, Уватский районы) по теме формирования функциональной грамотности на курсах повышения квалификации в формате методического абонемента в рамках выполнения государственного задания департамента образования и науки Тюменской области.

Программа «Формирование функциональной грамотности школьников: методика обучения, специфика заданий» (36 часов) включена в федеральный реестр программ ДПО Академии Минпросвещения России на платформе «Цифровая экосистема ДПО» (автор Маликова О.В.).

За три года обучение по программе прошли образовательные организации:

МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ» Тобольского района, 32 педагога,

МАОУ «Бегишевская СОШ» Вагайского района, 30 педагогов,

МАОУ «Демьянская СОШ имени гвардии матроса Андрея Копотилова» Уватского района, 57 педагогов,

МАОУ «Шишкинская СОШ» Вагайский район, 30 педагогов,

МАОУ «Бизинская СОШ» Тобольского района, 30 педагогов.

Всего по теме функциональной грамотности в ОНППМПР г. Тобольск за период с 2020 по 2023 годы прошли обучение 179 педагогов.

Становление функциональной грамотности происходит в образовательном процессе, который построен в методологии системно-деятельностного подхода. Елена Сергеевна Кугаевская, руководитель ГМО учителей начальных классов, учитель начальных классов МАОУ СОШ №13, рассказала о том, какие педагогические технологии позволяют создавать наиболее благоприятные условия для формирования навыков смыслового чтения, функциональной грамотности младших школьников.

В условиях общего образования функциональная грамотность показывает, насколько учащийся может использовать полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях. В качестве основного метода оценки функциональной грамотности используется письменная форма контроля. Современный учитель различает учебные задания, которые формируют и оценивают функциональную грамотность школьников, видит подобные учебные задания в учебниках или в заданиях ГИА, трансформирует имеющиеся в учебном фонде традиционные задания, при необходимости добавляет в учебный процесс новые задания по функциональной грамотности, взятые из дополнительных информационных источников. Об опыте использования различных инструментов для формирования и оценки функциональной грамотности старшеклассников сообщила Александра Юрьевна Тельпис, руководитель ГМО учителей русского языка и литературы, учитель русского языка, литературы, мировой художественной культуры МАОУ СОШ №18.

Участники встречи подчеркнули взаимосвязь функциональной грамотности и федерального государственного образовательного стандарта. Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам обучения определены во ФГОС. Формирование функциональной грамотности школьников ведет к развитию позитивных личностных качеств и установок в процессе обучения, и задача учителя- помочь ребенку достичь базового уровня функциональной грамотности, создавая необходимые условия для развития.

 

Ольга Маликова, старший преподаватель Отделения НППМПР г. Тобольск

 

ТОГИРРО