Реализация программы Формирование функциональной грамотности школьников - методика обучения, специфика заданий

 Педагоги МАОУ «Шишкинская СОШ» Вагайского муниципального района завершили обучение в формате методического абонемента по программе «Формирование функциональной грамотности школьников: методика обучения, специфика заданий» (30 человек).

Обучение охватывало период с января по ноябрь 2022 года. Занятия проводились в дистанционном формате с применением цифровых образовательных платформ и сервисов.

Программа Методического абонемента входит в Федеральный реестр программ ДПО, рассчитана на 36 часов, предусматривала модульный формат освоения содержания:

Концептуальные основы формирования функциональной грамотности обучающихся. Входное тестирование.

Требования обновленных ФГОС НОО и ООО по формированию функциональной грамотности как метапредметного результата освоения основной образовательной программы.

Функциональная грамотность в контексте международных исследований. Понятие функциональной грамотности. Компоненты функциональной грамотности.

Основные подходы к формированию функциональной грамотности. Характеристика и формат заданий.

Методические аспекты формирования функциональной грамотности обучающихся.

Системно-деятельностный подход как методологическая основа урока, ориентированного на формирование функциональной грамотности и достижение метапредметных результатов обучения.

Инструментарий по формированию функциональной грамотности.

Проектирование заданий и учебного занятия, ориентированного на формирование функциональной грамотности.

Итоговая аттестация.

Программу методического абонемента реализовали сотрудники ЦНППМПР г. Тобольск: С.В. Полякова, руководитель ЦНППМПР г. Тобольск, О.В. Маликова, А.А. Струтинская, преподаватели ЦНППМПР г. Тобольск.

Важной частью курса являлась самостоятельная работа и практические задания. Участники методического абонемента рассмотрели теоретические вопросы повышения качества образования сквозь призму реализации обновленного ФГОС, достижения планируемых образовательных результатов и использования интерактивных учебных заданий в уроке.

Педагоги проанализировали собственные уроки, оценивая их на предмет применения методов активизации познавательной деятельности школьников и использования в уроке учебных задач. Познакомившись со структурой работы из банка заданий по формированию функциональной грамотности, составили собственные небольшие задания для применения в уроке. Итоговой работой стало проектирование урока с учетом требований к формированию функциональной грамотности. В рамках заявленной программы учителя составили уроки для 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9 классов по предметам: русский язык, литература (литературное чтение), математика, алгебра, геометрия, биология, история, английский язык, ОБЖ, музыка, окружающий мир; интегрированные уроки по биологии и географии, математике и географии.

Педагоги получили информацию о широкой базе инструментария:

Федеральный институт оценки качества образования (раздел «Международные сопоставительные исследования»);

Институт стратегии развития образования Российской Академии образования (раздел «Мониторинг формирования функциональной грамотности»);

Электронный банк заданий по оценке функциональной грамотности РЭШ; Образовательная онлайн-платформа «Центр развития молодежи» (ЦРМ) и другие.

 

Материал подготовлен Ольгой Маликовой, старшим преподавателем

 

 ЦНППМПР г. Тобольск

ТОГИРРО