Роман Шахвердов: «Выпускник не должен иметь закрытых дверей перед собой»

 

Современные направления в профориентационной работе стали одной из тем мультифункционального мероприятия, которое прошло на базе Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников г.Тобольск 19 марта 2022 г.

Руководитель направления по работе с абитуриентами бакалавриата Школы управления СКОЛКОВО (г.Москва), сотрудник SAS (Школы перспективных исследований ТюмГУ) Роман Шахвердов провёл для учащихся Тобольска, Тобольского, Вагайского и Уватского районов лекцию-дискуссию, пообщался с учителями и представителям школьного руководства и рассказал о программах Школы управления СКОЛКОВО и Школы перспективных исследований (SAS) Тюменского государственного университета, а также поделился своим мнением по некоторым вопросам темы мероприятия.

О современной профориентации школьников:

- Профориентационная работа в образовательных учреждениях должна строиться на междисциплинарном подходе. Суть этого принципа, который взят за основу и в СКОЛКОВО, и в SAS в том, чтобы способствовать всестороннему развитию студента. Это значит, во-первых, что молодёжи необходимо предоставить возможности осознанного выбора, во-вторых, предоставить возможность развития в разных отраслях, и в-третьих, и это самая главная цель - выпускник не должен иметь закрытых дверей перед собой. Он должен обладать таким набором компетенций и навыков, чтобы иметь возможность самообучения и переобучения, влиться и структурироваться в различные отрасли. Сложно найти молодых людей, которые сейчас работают в одной отрасли более трёх-пяти лет. В какой-то отрасли может и работают, конечно, а вот в одной и той же позиции точно нет. Это особенность нынешнего поколения. Поэтому выстраивая профориентационную работу, не стоит зацикливаться на формировании узкоспециализированных компетенций.

Об ожиданиях работодателей:

- Сейчас среди работодателей очень явно просматривается тенденция на то, чтобы принимать на работу многофункциональных и проактивных сотрудников. Значительная часть современных руководителей понимает, что работать как раньше сегодня нельзя. И компании, которые развивают у себя социальную ответственность, хотят видеть в своих рядах сотрудников, обладающих большим набором компетенций и навыков. Конечно, ожидать вчерашнему студенту, что. имея определённый набор требуемых качеств и компетенций он сразу займёт высокие позиции в иерархии компании и будет получать высокую зарплату, не стоит. Молодому специалисту необходимо мыслить шире и на опережение, и, конечно, пройти непростой путь по карьерной лестнице, прежде, чем занять то положение, о котором мечтал в студенческие годы.

О своей практике в профориентации:

- Я часто встречаюсь и общаюсь со школьниками. И презентуя им ту или иную программу обучения, стараюсь её «приземлить» на реалии. Я объясняю, что из себя представляет образовательная программа и что получит выпускник на выходе из образовательного учреждения. В перспективе, это, во-первых, подготовленный специалист, который понимает сферы, в которых он будет работать, а во-вторых, что он понимает, что в любой момент он может встроиться в другую сферу в зависимости от потребностей рынка.

Каким образом можно выстроить профориентационную работу в школе, чтобы она привела к успешному результату?

- Выбор профессии относится к аспекту успешного будущего и финансовой стабильности ребёнка. Все родители мечтают, чтобы их дети выучились, пошли работать, стали зарабатывать деньги и были успешными. Поэтому, методология профориентационной работы должна основываться на вовлечение в неё семьи. Один учитель не сможет решить вопрос выбора учащимися будущей профессии, особенно если учитель видит в своих учениках одни профессиональные качества, а родители дома принимают другое решение. Профориентационные мероприятия необходимо проводить с участием в том числе и родителей, чтобы после они могли обсудить со своим ребёнком всё увиденное и услышанное и уже после определиться с выбором. Вообще, школа и семья - неразрывные компоненты профориентационной работы, поэтому методология работы по выбору будущей профессии должна быть основана только на взаимодействии школы и семьи.

 

Отметим, что мультифункциональное мероприятие состоялось в рамках семинара «Современные аспекты профориентационной работы в образовательной организации» Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников г.Тобольск ГАОУ ТО ДПО «ТОГИРРО» и было организовано совместно с Муниципальным ресурсным центром по изучению иностранных языков г. Тобольска.

 

Справка:

Роман Шахвердов - руководитель направления по работе с абитуриентами бакалавриата Школы управления СКОЛКОВО (г.Москва), сотрудник SAS (Школы перспективных исследований ТюмГУ). Является победителем Всероссийской олимпиады школьников по истории и Олимпиады «Ломоносов» по истории и по международным отношениям, а также Московской олимпиады школьников по истории (2015г.). 

 

ТОГИРРО