«Цифровизация образования: вызовы современности»

 Современный мир ставит перед образованием новые задачи. «Цифра», с одной стороны, помогает их решать, с другой - создает новые вызовы.
«Цифровизация образования: вызовы современности» под таким названием 18 сентября на базе ЦНППМ ПР г. Ишима прошел Единый методический день для педагогических работников в формате информационно-методической выставки.

21 век ознаменовался переходом человечества к информационному обществу, в котором особую роль играют цифровые технологии. Цифровая трансформация коснулась всех областей: политической, экономической, общественной, культурной. В условиях стремительного обновления и уплотнения информационных потоков ведущую роль в формировании IT- компетентности играет образование, именно оно обеспечивает готовность человека работать с различными источниками и носителями информации, критически осмысливать ее и использовать для решения личностно и общественно значимых проблем.

Именно система образования - это мост, который должен обеспечить уверенный переход в цифровую эпоху, связанную с новыми типами труда и резким ростом созидательных возможностей человека.

В настоящее время Интернет стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Использование Интернета в образовательных учреждениях и дома расширяет информационное образовательное пространство обучающего и позволяет повысить эффективность обучения. Доступ учащихся к информационным ресурсам сети Интернет дает возможность школьникам пользоваться основным и дополнительным учебным материалом, необходимым для обучения в школе, выполнять домашние задания, самостоятельного обучаться. Благодаря таким ресурсам у школьников появляется возможность узнавать о проводимых олимпиадах, конкурсах, и принимать в них активное участие.

Однако использование Интернета в образовательной деятельности таит в себе много опасностей. Вопрос формирования информационной культуры и безопасности участники выставки смогли обсудить с кандидатом физико-математических наук, заслуженным учителем РФ, руководителем IT-Лаб Цвырко Олегом Леонидовичем.

Изучение естественных наук не обходится без экспериментов, демонстрации и практических работ. Наглядный подход позволяет учащимся понять абстрактные явления, представить действие законов и естественных процессов, глубже усвоить изучаемую тему, помогает разобраться в трудных для восприятия вопросах, повышает интерес к предмету. Применение цифровых лабораторий значительно повышает наглядность. Возможности использования цифровых лабораторий в образовательном процессе продемонстрировала Беспятова Ольга Васильевна, учитель физики МАОУ СОШ №2, руководитель сетевой лаборатории «Вселенная».
Оборудование цифровых лабораторий, которым могут воспользоваться учителя в своей работе, универсально, может быть включено в разнообразные экспериментальные установки, позволяет проводить измерения в «полевых условиях», побуждает учеников к творчеству, давая возможность легко менять параметры измерений. Особо следует отметить программу для видеоанализа, которая дает возможность получать данные из видеофрагментов, что позволяет использовать в качестве примеров и количественно исследовать реальные жизненные ситуации, отснятые самими учениками. Учащиеся получают возможность заниматься проектной, исследовательской деятельностью, сами анализировать полученные данные.

Неподдельный интерес у участников выставки вызвала тема «Проектирование «цифрового» урока». На практикуме «Информационная грамотность педагога» сотрудники ЦНППМ ПР г. Ишима продемонстрировали возможности конструктора интерактивных уроков CORE. Педагоги-участники выставки тренировались в моделировании своего «цифрового» урока и отметили, что данный конструктор удобен в применении, инструментарий дает возможность создания образовательных материалов, эксклюзивных уроков, интерактивных рабочих листов, позволяет вставлять текст, изображение, видео, прикреплять документ, организовать опрос (предложены инструменты для контроля и формирующего оценивания). У учителя есть возможность посмотреть результаты как по всему классу, так и по каждому ученику в отдельности.
Кроме того, участникам выставки была предоставлена возможность продиагностировать уровень профессиональных компетенций и познакомиться с возможностями виар-шлема.

Большинство педагогов отметили, что понятие цифровизация ассоциировалось с глобализацией. Это многих пугает и подавляет: кажется, что не останется места живому общению, живому слову, живой книге, внимательным глазам, которые устремлены на тебя, а не на экран гаджета. Выставка помогла осознать, что «цифра» дает много новых возможностей: предполагает современные подходы в обучении, вызывает активный интерес учащихся, ускоряет процесс взаимодействия.

Спасибо «цифре» за то, что она заставляет нас меняться, но не подстраиваться, расти, но не возвышаться, видеть дальше, но не пропускать то, что у тебя под носом.

Коллектив ЦНППМ ПР г. Ишима выражает слова благодарности Беспятовой О.В. и Цвырко О.Л. за сотрудничество, всем участникам мероприятия за позитивные отзывы, проявленный интерес, активность!
Спасибо, уважаемые коллеги и до новых встреч!!!

 

 

Материал подготовлен Менг Оксаной Васильевной, руководителем ЦНППМПР г. Ишима

 

ТОГИРРО