Вопросы-ответы за 2020 год

Вопрос - ответ

Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент непрерывного повышения профессионального мастерства педагога

 

Вопрос 1. Как определиться с ИОМ? С чего нужно начинать?

Ответ: Для начала определитесь с темой саморазвития, что Вам интересно, какая педагогическая технология кажется наиболее приемлемой в Вашей практике.

Затем можно обратить внимание на ведущие задачи по развитию профессиональных компетентностй (методическая, педагогическая, предметная, психолого-педагогическая) и конкретные шаги для решения этих задач. Ожидаемый результат и сроки реализации будут стимулировать Вас к постоянному самоанализу и саморазвитию.

28.08.2020 Ирина Владимировна Прудаева, и.о. заместителя руководителя Центра непрерывного повышения мастерства педагогических работников г. Тюмени

 

Вопрос 2. Почему необходимо заполнять ИОМ именно на три года?

Ответ: Реализация индивидуального образовательного маршрута предполагается в межкурсовой период, т.е. один раз в три года.

28.08.2020 Ирина Владимировна Прудаева, и.о. заместителя руководителя Центра непрерывного повышения мастерства педагогических работников г. Тюмени

 

Вопрос 3. Зачем учителю индивидуальный образовательный маршрут?

ИОМ - это один из механизмов системной организации освоения инноваций внутри образовательного учреждения, на уровне муниципалитета.

Ответ: Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) - это нормативный документ, определяющий личностно-значимые цели повышения профессиональной компетенции педагога, формы и сроки их реализации, а также критерии результативности.

14.10.2020 Екатерина Анатольевна Бушуева, тьютор ЦНППМПР г. Тюмени

 

Вопрос 4. Где можно взять форму ИОМ?

Ответ: В каждой образовательной организации может быть своя форма, главное придерживаться принятой структуры согласно положению.  

Письменное оформление ИОМ должно отражать следующие обязательные сведения:

1) персональные данные, место работы, должность, сведения о квалификации, стаже, информация о результатах диагностики, результатах работы (обучения, воспитания);

2) запрос на профессиональное развитие (от педагога, ОО, муниципалитета), этапы работы, даты и формы непрерывного повышения квалификации с указанием результатов, даты и формы трансляции опыта внедрения освоенного в ходе повышения квалификации, результат реализации ИОМ.

14.10.2020 Екатерина Анатольевна Бушуева, тьютор ЦНППМПР г. Тюмени

 

Вопрос 5. Чем ИОМ отличается от информационной карты?

Ответ: Информационная карта педагога необходима при процедуре аттестации педагога и отражает результаты деятельности учителя, зафиксированные постфактум.

ИОМ же проектируется на основе анализа уровня и результатов профессиональной деятельности, личных образовательных потребностей педагога, специфики методической проблемы, над которой работает педагог, особенностей проблематики конкретного образовательного учреждения.

Главное отличие ИОМ - наличие программы профессионального развития педагога, составленной в перспективе на межкурсовой период до 3 лет.

 

Вопрос 6. Кто может помочь в составлении индивидуального маршрута?

Ответ: Разработка ИОМ - это командная работа учителя, заместителя директора ОО, методиста муниципальной службы и тьютора центра непрерывного повышения профессионального мастерства. 

В образовательной организации сопровождение педагога и контроль осуществляет заместитель директора по УВР.

Муниципальные службы инициируют мероприятия, способствующие профессиональному росту.

Сотрудники ЦНППМПР консультируют педагогов по возникающим вопросам, предлагают варианты образовательных мероприятий, где могут принятие участие все желающие.

14.10.2020 Екатерина Анатольевна Бушуева, тьютор ЦНППМПР г. Тюмени

 

ПРОдвижение педагога

Вопрос 1. В нашем регионе появился новый конкурс для учителей «Две звезды». Что это за конкурс и как можно принять в нем участие?

Ответ: Все верно, в конце сентября 2020 года впервые прошел фестиваль-конкурс профессионального мастерства «Две звезды» среди молодых педагогов и их наставников.

Конкурс организован с целью повышения и укрепления престижа профессии учителя, активизации профессионального общения, обмена опытом, между педагогом-наставником и молодым педагогом, повышения профессиональной компетентности учителей-предметников, укрепления института наставничества среди педагогов Тюменской области, а также формирования культуры командной работы.

В Конкурсе может принять участие команда педагога-наставника и молодого педагога из любого муниципалитета Тюменской области. С Положением конкурса можно ознакомиться на сайте по ссылке: http://togirro.ru/aktualno_segodn/institute_news/polozhenie_dve_zvezdy_2020.html

30.08.2020 Ирина Владимировна Прудаева, и.о. заместителя руководителя Центра непрерывного повышения мастерства педагогических работников

 

Вопрос 2. На митапе для молодых педагогов "Начать легко!" впервые услышали о ЧЕРУКЕ. Можно поподробнее узнать о конкурсных испытаниях этого чемпионата?

Ответ: Организатором Межрегионального чемпионата учительских команд является Министерство образования и науки Ульяновской области.

Стратегическая цель Чемпионата: создание переговорного пространства для осмысления и распространения лучших педагогических идей, моделей, условий для открытого и всестороннего обсуждения представителями профессионального сообщества новых содержательных, организационно-правовых и управленческих основ его развития в контексте развития нового ценностного поля современного образования.
Конкурсные мероприятия Чемпионата согласно положения:

1. «Информационно-образовательный Интернет-ресурс клуба»

2. «Презентация команды «Расскажи мне о себе»

3. «Образовательный проект»

4. «Час с классом»

5. «Педагогический СТиЭМ» или Мастер-класс по фундаментальным понятиям.

Подробнее Вы можете познакомиться с положением по ссылке:
https://iro73.ru/pedagogam/konkursy/mezhregionalny-chempionat-uchitelskih-klubov/

06.10.2020 Петрученко Татьяна Валерьевна, методист Центра непрерывного повышения  профессионального мастерства педагогических работников г. Тюмени, к.п.н.

 

Вопрос 3. В каких номинациях фотоконкурса "Кадр года 2020" можно принять участие молодому педагогу?

Ответ: В этом году в фотоконкурсе три номинации:
1. «Забавные факты из школьной жизни» (интересные и оригинальные фотографии школьных событий);
2. «Я - фотохудожник» (в этой номинации на конкурс принимаются постановочные фотографии, фотографии с изображением необычного ракурса, фотографии, отображающие художественный образ школы, учеников, коллег и т.д.);
3. «Этот огромный школьный мир» (кадры, в деталях передающие жизнь школы и школьного мира, которые были «пойманы» фотоаппаратом, каждая фотография должна сопровождаться названием, отражающим идею снимка, и кратким описанием).
06.10.2020 Петрученко Татьяна Валерьевна, методист Центра непрерывного повышения  профессионального мастерства педагогических работников г. Тюмени, к.п.н.

 

Вопрос 4. Слышала, что ТОГИРРО проводит конкурс «Университетские династии». Расскажите, пожалуйста, что он из себя представляет?

Ответ: Интеллект-шоу «Университетские династии» является интеллектуальным турниром и проводится среди студентов, работников и выпускников образовательных организаций высшего образования и их филиалов. Данное мероприятие призвано создать условия для реализации интеллектуального потенциала участников, формирования ценностей межкультурного диалога среди студентов, молодежи и преподавателей в Тюменской области и построено на правилах и согласно кодексу спортивного варианта игры «Что? Где? Когда?»

В этом году турнир был проведен уже в четвертый раз.

17.11.2020 Дина Григорьевна Валитова, ст. преподаватель Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников  г. Тюмени

 

Дистанционное обучение: вызов или переосмысление ролей

Вопрос 1. Какие мероприятия можно внести в деятельности методического или научно-методического совета для подготовки к дистанционному обучению.

Ответ: Деятельность методического или научно-методического совета:

  • организовать цикл мастер-классов для изучения педагогическим коллективом основ работы в дистанционном режиме, дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательной деятельности, знакомства с обучающими онлайн-платформами, ресурсами РЭШ, МЭШ;

  • анализировать и выносить на обсуждение методического или научно-методического совета, насколько успешно педагоги используют ДОТ и ЭОР;

  • обеспечить готовность педагогов реализовать образовательные программы с помощью ДОТ и ЭОР.

26.06.2020 Татьяна Валерьевна Петрученко, методист ЦНППМ ПР г. Тюмени, к.п.н.

 

Вопрос 2. Какие мероприятия можно внести в деятельности профессиональных объединений педагогов для подготовки к дистанционному обучению.

Ответ: Деятельность профессиональных объединений педагогов:

  • включить в повестку заседаний вопросы, которые позволят определить, какие электронные ресурсы можно использовать в рамках конкретной предметной области, учебного предмета, тематики.

  • Обобщение и распространение опыта работы педагогов школы:

  • изучить успешные образовательные практики дистанционного обучения, массового применения обучающих онлайн-платформ, в том числе ресурсов РЭШ, МЭШ, на уровне региона, муниципального образования, города, школы;

  • представить опыт школы на уровне региона, города, муниципального образования, а также отдельных педагогов на уровне школы, чтобы реализовать программы, в том числе дополнительные, с помощью ДОТ, ЭОР и онлайн-платформ.

26.06.2020 Татьяна Валерьевна Петрученко, методист ЦНППМ ПР г. Тюмени, к.п.н.

 

Вопрос 3. Как можно организовать групповую работу класса при дистанционном обучении?

Ответ: Для этой цели вы можете использовать различные цифровые инструменты. К примеру, это может цифровая доска как Padlet. Это веб-сайт, который позволяет общаться с другими пользователями с помощью текстовых сообщений, фотографий, ссылок и другого. Каждое место для общения называется «стена». Он также может быть использован в качестве частной доски объявлений. Учителя может использовать Padlet, чтобы поддержать идею творческого общения.

Также полезным для совместной работы в реальном времени может стать веб-сервис MindMeister. Это гибкий по своим возможностям инструмент для создания диаграмм связей, совместной работы над ними, с поддержкой мобильных устройств, а также презентаций. В сервис можно загружать свои файлы и изображения, экспортировать наработки в форматы Word и PowerPoint.

26.06.2020 Дина Григорьевна Валитова, старший преподаватель ЦНППМ ПР г. Тюмени

 

Вопрос 4. Каковы основные правила при организации онлайн работы с аудиторией?

Ответ: Ваши онлайн-занятия будут более эффективными если придерживаться некоторых несложных правил.

1. Акцентированное приветствие. Начинать работу в четко назначенное время, не вынуждая уже подключенную аудиторию ждать опаздывающих. Уважать время друг друга.

2. Договориться о правилах на берегу. Сразу оговорить, что микрофоны у всех, кроме спикера, должны быть выключены; выступающий на видео должен быть хорошо виден, фон не отвлекать внимания; определить варианты обратной связи с аудиторией.

3. Структурировать урок: план занятия и выводы.

4. Максимальная визуальность. Минимум «говорящей головы», активно использовать презентации, видео, онлайн доски.

5. Добиваться постоянного присутствия аудитории. Задавать вопросы, давать задания, мини-опросы.

6. Предвидеть неожиданности и иметь план Б. Например, заранее зарядить ноутбук, на случай внезапного отключения электричества, убедиться, что все ссылки активны, предусмотреть альтернативные варианты связи (с другого устройства или другой платформы) и т.д.

26.06.2020 Дина Григорьевна Валитова, старший преподаватель ЦНППМ ПР г. Тюмени

 

Вопрос 5. Что можно отнести к основным формам дистанционного обучения?

Ответ: К основным формам дистанционного обучения относятся: видеолекции, для проведения которых обычно используется программа Skype.

Видеоконференции, различные форумы и дискуссии.

Чат - учебные занятия, которые предполагают использование чат-технологий. Такие занятия проводятся синхронно, то есть всем участникам одновременно предоставляется доступ к чату.

Вебинары. Под ними понимаются дистанционные уроки, деловые игры, семинары, конференции, лабораторные работы и другие мероприятия, которые проводятся с применением средств телекоммуникаций и других возможностей сети интернет. Вебинары отличаются от чат-занятий большей продолжительностью работы (несколько дней или даже месяцев), а также применением асинхронного метода взаимодействия.

В целях реализации дистанционных образовательных технологий необходимо иметь в распоряжении соответствующие информационные средства, которые можно задействовать для реализации различных образовательных программ: участие (онлайн, офлайн) в разнообразных интернет-мероприятиях (интернет-фестивали, олимпиады, конкурсы, викторины и т.д.); подготовка к экзаменам; участие в разнообразных школьных телекоммуникационных мероприятиях; осуществление проектной и исследовательской деятельности, а также ведение сетевых проектов; организация дополнительного обучения по «интересам».

Необходимо учитывать при использовании дистанционного обучения к организации процесса самого обучения определенные предъявляемые требования: наличие специального мультимедийного интерактивного учебного курса; применение аппаратно-программного обеспечения для управления учебным процессом; обеспечение технической поддержки, что предполагает привлечение к работе сетевых администраторов, инженеров, программистов, лаборантов для обслуживания программной среды, учебного процесса и техники; разработка соответствующего комплекса нормативных правовых документов.

Кроме того, учитель, который ведет обучение дистанционно, должен быть уверенным пользователем компьютера, ведь в его обязанности входит размещение на Интернет-ресурсе домашнего задания, осуществление контроля, организация онлайн-обсуждения какой-либо темы.

10.10.2020 Петрученко Татьяна Валерьевна, методист Центра непрерывного повышения  профессионального мастерства педагогических работников г. Тюмени, к.п.н.

 

Руководителю

 

Вопрос 1. Можно ли в качестве структурного подразделения открыть музей?

Ответ: Можно. Профиль музея определяйте самостоятельно. Вы вправе открыть исторический, краеведческий, естественно-научный, литературный, художественный и другие виды музеев.Создавайте музей, чтобы расширять кругозор детей, организовывать поисковую, проектную и исследовательскую деятельность, развивать у них познавательный интерес.

Разработайте положение о музее. Комплектуйте фонды с учетом установленных правил. Обеспечьте учет и хранение музейных предметов.

18.02.2020 Татьяна Валерьевна Петрученко, методист ЦНППМПР ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 2. Нужно ли утверждать положение о педагогическом совете?

Ответ: Нет, не нужно. Порядок создания и работы педсовета определяет устав образовательной организации.

10.03.2020 Татьяна Валерьевна Петрученко, методист ЦНППМПР ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 3. Какие нужно вносить изменения в документах школы о приеме.

Ответ: Вам придется внести изменения в правила приема в школу (п. 3 Порядка, утв. приказом Минобрнауки от 22.01.2014 № 32). Поручите ответственному за прием закрепить, что те дети, у которых братья и сестры уже учатся в вашей школе, получают преимущественное право на прием в начальные классы. Такие дети должны проживать в одной семье с общим местом жительства. Также в правилах приема вы можете указать, что родитель должен предоставить свидетельство о регистрации брата или сестры по тому же месту пребывания, где зарегистрирован ваш ученик.

Если родитель откажется предоставлять подтверждающие документы, вы не сможете отказать ему в зачислении (п. 12 Порядка, утв. приказом Минобрнауки от 22.01.2014 № 32). Но вы будете вправе отказать в преимущественном зачислении и принять ребенка в общем порядке без учета льготы.

10.03.2020 Татьяна Валерьевна Петрученко, методист ЦНППМПР ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 4. Кому передать дела, когда директор в командировке.

Ответ: Чтобы передать полномочия, когда вы уезжаете в командировку или уходите в отпуск, сверьтесь с уставом школы. В нем должно быть прописано, кто может вести дела, когда директор отсутствует. Если в уставе не указали, кто вправе замещать директора, работнику, который будет выполнять ваши функции, надо оформить временное замещение (ст. 60.2 ТК). Для этого понадобится получить письменное согласие этого работника и заключить с ним дополнительное соглашение. В документе надо указать, что именно будет делать заместитель и срок дополнительной работы.

10.03.2020 Татьяна Валерьевна Петрученко, методист ЦНППМПР ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 5. Какие изменения внести в план ВШК, чтобы начать внедрять новые ФГОС.

Ответ: Включите в план ВШК проверку, чтобы проконтролировать, совпадают ли требования к предметным результатам по годам обучения в рабочей программе и в проекте ФГОС. Также содержание оценочных средств должно соответствовать требованиям к предметным результатам по годам обучения.

Нужно включить в план ВШК контроль планов и протоколов заседаний методических объединений. В этих документах в повестке заседаний должны быть вопросы о том, как школа изучает и обсуждает новые требования к предметным результатам.

10.03.2020 Татьяна Валерьевна Петрученко, методист ЦНППМПР ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 6. Какие документы должны быть у школы по работе с персональными данными.

Ответ:

1. Политика обработки персональных данных

2. Приказ о назначении ответственного за обработку персональных данных

3. Перечень обрабатываемых персональных данных

4. Приказ об утверждении списка работников, допущенных к обработке персональных данных

5. Положение об обработке персданных работников и аналогичное - для учеников

6. Согласие на обработку персданных

7. Журнал учета выдачи персданных

8. Уведомление работника о получении персданных у третьих лиц.

10.03.2020 Татьяна Валерьевна Петрученко, методист ЦНППМПР ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 7. Как организовать питание по требованиям СанПиН в 2020 году?

Ответ: Выберите один из трех способов организации питания: 1) готовьте еду самостоятельно; 2) доготавливайте продукцию, которую поставляет комбинат питания; 3) привлекайте организацию общественного питания, которая будет готовить в пищеблоке образовательной организации. У каждого из этих способов есть свои преимущества и недостатки.

Способ 1. Готовить еду самостоятельно

Преимущества. Образовательная организация сама контролирует процесс на всех этапах от составления рациона до уборки пищеблока. Быстро реагирует на запросы родителей и детей, корректирует меню и рацион. Учитывает особенности питания.

Недостатки. Объем работ: приходится разрабатывать рационы питания и меню, комплектовать штат пищеблока квалифицированными работниками, работать со многими поставщиками, организовывать полный цикл производственного контроля.

 

Способ 2. Доготавливать

Преимущества. Сокращаются персонал пищеблока и накладные расходы. Комбинат питания сам работает с поставщиками сырья, использует автоматизированную систему для централизованного формирования рационов питания, соблюдает требования к пищевой ценности продукции, контролирует технологию приготовления, отвечает за выполнение санитарных норм при производстве, доставке продукции.

Недостатки. Допрасходы на закупку спецоборудования для разогрева готовой продукции по рекомендации поставщика. Риск получить некачественный товар. Невозможность оперативно изменить меню.

 

Способ 3. Привлечь организацию общественного питания по аутсорсингу

Преимущества. Не нужно планировать и закупать продукты, подбирать персонал, содержать и убирать пищеблок.

Недостатки. Организация-исполнитель может потребовать переоборудовать пищеблок или докупить оборудование, которое образовательная организация обычно не использует. Качество питания напрямую зависит от профессионализма работников сторонней организации.

Общие требования к организации питания детей дошкольного возраста устанавливают СанПиН 2.4.1.3049-13, школьников - СанПиН 2.4.5.2409-08.

20.03.2020 Дина Григорьевна Валитова, старший преподаватель ЦНППМПР ТОГИРРО

 

Вопрос 8. Какие документы по питанию проверит Роспотребнадзор в 2020 году?

Чтобы пройти документарную проверку Роспотребнадзора, проверьте, все ли документы у вас изданы и их содержание.

Положение закрепляет условия, общие принципы и требования к организации питания в детском саду и школе. Учтите, если в положении о питании вы указали способ организации питания - доготовка или аутсорсинг, то в договоре с комбинатом питания обязательно пропишите право детского сада или школы контролировать приготовление блюд. Если такого пункта не будет, то качество блюд и технологию приготовления оценят технолог и руководитель комбината питания. Их оценка может быть необъективной: на нее может влиять размер прибыли, которую получит комбинат. Например, у его руководства может возникнуть соблазн скорректировать рецептуру под остаток сырья, у которого заканчивается срок хранения. А это уже повод для Роспотребнадзора назначить штраф.

Инструкция регулирует правила мытья посуды (п. 13.14 СанПиН 2.4.1.3049-13, п. 5.4 СанПиН 2.4.5.2409-08). Роспотребнадзор штрафует, если в инструкции нет информации, как приготовить рабочий раствор и какой концентраци. Также укажите нормы расхода моющих и дезсредств. Инструкцию размещайте в доступном месте в моющих помещениях и знакомьте работников с ней под роспись - это также проверят.

Договор или контракт заключают на поставку пищевой продукции и питьевой воды. Пропишите в договоре пункт о спецусловиях доставки продукции и требования к ее упаковке и транспортировке. Это поможет вернуть некачественный товар поставщику без проблем. Проверьте также, есть ли в договоре пункт о санитарной обработке транспорта.

Роспотребнадзор штрафует за доставку продуктов транспортом, который не предназначен для перевозки пищевых продуктов, а также если продукты приняты без документов о качестве и безопасности (п. 16.1 СанПиН 2.4.1.3049-13, п. 6.27 СанПиН 2.4.5.2409-08, ст. 6.66.7 КоАП).

Обеспечьте исправное состояние механического, теплового и холодильного оборудования пищеблока (п. 13.1 СанПиН 2.4.1.3049-13, п. 4.3 СанПиН 2.4.5.2409-08). Для этого проведите закупку и заключите договор на техническое обслуживание и ремонт оборудования.

Приказы устанавливают требования к организации питания в детском саду и школе. Сначала назначьте ответственного работника. Для этого получите согласие подчиненного на дополнительную работу. Приказ о назначении составьте в свободной форме. Пропишите в нем должность и Ф. И. О. работника. Определите, кто заменит его в случае отсутствия. Приложением к приказу оформите обязанности ответственного. Дополнительно назначьте ответственного за работу с электронными ветеринарными документами.

В начале каждого учебного года издавайте приказ об организации питания. Укажите в нем режим питания, утвердите меню, распределите обязанности между работниками. В школе дополнительно подпишите приказ о предоставлении льготного питания и организации питьевого режима. Разместите подписанные приказы на информационном стенде.

 

Вопрос 9: Какие управленческие навыки являются показательными в руководстве образовательным учреждением.

Ответ: В руководстве образовательным учреждением показательными являются следующие управленческие навыки: координация работы четырех структурных подразделений школы, разработка положений структурных подразделений, участие в комплектовании школы, принятие мер по сохранению контингента обучающихся, подбор и расстановка педагогических кадров, организация повышения их квалификации и профессионального мастерства, организация работ по соблюдению в образовательном процессе норм и правил охраны труда и т.д.

26.06.2020 Татьяна Валерьевна Петрученко, методист ЦНППМ ПР г. Тюмени, к.п.н.

 

Вопрос 10. Зачем учреждению образования нужен бренд?

Ответ: Сегодня школа больше не является единственным источником знаний; педагог не делится неким «сакральным» знанием, которое является уникальным по своей природе. Поэтому постепенно сфера образования все больше и больше приобретает чисто практическое значение и рассматривается, в том числе и нормативных документах, как сфера услуг. Если речь идет об услугах, то соответственно возникает вопрос о качестве их оказания.

Для образовательных учреждений это могут быть как определенные количественные показатели (результаты ЕГЭ, количество выпускников, поступивших в высшие учебные заведения, призеры и лауреаты конкурсов и т.п.), так и показатели, которые скорее характеризуют имидж заведения (родители, которые хотят отдать ребенка именно в это учреждение, педагоги, которые хотят работать здесь, руководитель, которого все хвалят и т.д.). Если мы говорим о субъектах, которые оказывают дополнительные услуги, то здесь речь идет еще и о привлечении клиентов, которые хотели бы получать образовательные услуги в данном месте или у данного педагога.

Брендинг может осуществляться как в отношении образовательного учреждения, так в отношении педагога. Определенными преимуществами в качестве платформы для развития бренда обладают социальные сети. Важно при конструировании бренда соблюдать определенную последовательность и придерживаться определенных принципов.

10.10.2020 Петрученко Татьяна Валерьевна, методист Центра непрерывного повышения  профессионального мастерства педагогических работников г. Тюмени, к.п.н.

ТОГИРРО