Образовательный квест - современная образовательная технология в профориентации

 

Сегодня все большую популярность приобретают образовательные квесты. Собственно понятие «квест» (транслит. англ. quest - поиски) и обозначает игру, требующую от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. В образовательном процессе квест - специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой участники осуществляют поиск информации. Другими словами, образовательный квест - проблема, реализующая образовательные задачи, отличающаяся от учебной проблемы элементами сюжета, ролевой игры, связанная с поиском и обнаружением мест, объектов, людей, информации, для решения которой используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы.

Образовательные квесты могут быть организованы в разных пространствах как в ОО, так и вне ее, и, например, с использованием информационных технологий - в нашем случае, - образовательный квест «Лабиринтум», который был проведён:

- 17.09.2022г. для студентов педагогических специальностей организаций высшего образования Тюменской области;

- 07.09.2022г. педагогов - участников совместного мероприятия Международного методического центра «Академии педагогического мастерства» г. Омска https://akadem.irooo.ru/struktura-mmts/sostav-mmts;

30.08.2022 г. для педагогов Тюменской области;

- 24.06.2022 г. для педагогов-наставников региона, в рамках КПК «Медодические и содержательные аспекты работы педагога-наставника» сотрудниками Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников г. Тюмени. Тема образовательного квеста - реализация в ОО обновленных ФГОС и развитие функциональной грамотности у обучающихся: читательская, финансовая, креативное мышление и глобальные компетенции.

Особенность образовательного квеста «Лабиринтум», состоит в том, что задания по глобальным компетенциям использовались задания открытого банка Глобальные компетенции (instrao.ru) , в частности, 01_ГК_7_Будущая профессия_текст.pdf (instrao.ru) в контексте совершенствования компетенций педагога в проведении внеурочного мероприятия по теме профориентации:

https://togirro.ru/assets/files/2022/cnppmpr/Ivanycheva_TA_labirintum.pdf

Участникам предлагалось ответить на вопросы, познакомится методическими материалами по данной тематике:

Ivanycheva_TA_obshie_podhody_ocenka_globaln_competencii.pdf (togirro.ru)

А также, пройти анкетирование по вопросам формирования и развития глобальных компетенций обучающихся по ссылке:

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfkQ5f_VtSTaPJQqvZwm5R1LZt-gxoViScoxfY2_rJ51VTf9Q/viewform

«Лабиринтум» вызвал живой интерес у участников образовательного квеста, особенно при обсуждении задания №2 по глобальным компетенциям: какие советы педагоги могут порекомендовать обучающимся при выборе будущей профессии, где были рассмотрены профориентационные ресурсы:

- «ПроеКТОриЯ» https://proektoria.online/  

- «Билет в будущее» http://bilet-help.worldskills.ru/  

- «Большая перемена» https://bolshayaperemena.online/  

-«Атлас новых  профессий» http://atlas100.ru/future

 «Атлас ТОП-50. Атлас ТОП-РЕГИОН»

http://togirro.ru/nauchno_metodic/metodicheskaya/razvitie_profes/proekty_spo_to/177/mezhregionalnyj_to/metodicheskoe_o.html  

- Список ТОП-50 (Приказ от 22.10.2020 № 744) https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/1488

- Социальный профориентационный проект Тюменской области «Стратегия жизни» http://avpp72.ru/site/page/socprojects

- Профориентационный проект "Перспектива"

Следовательно, одним из способов стимулирования интереса являются инновации в области организации учебно-воспитательного процесса школьников с использованием различных современных технологий обучения. Нестандартные подходы к организации занятий, учитывающие интересы разных возрастов, основанные на самостоятельной исследовательской деятельности, стимулируют формирование познавательного интереса.

Применение интерактивных технологий обучения призвано решить ряд задач, среди которых на первых план выдвигаются следующие:

  • развитие коммуникативных, установление эмоциональных контактов между участниками квеста;
  • развитие познавательных умений и навыков (анализ, синтез, постановка целей, поиск информации, структурирование знаний и пр.);
  • обеспечение формирования умений самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения;
  • плодотворно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной деятельности);
  • обеспечение релаксации участников образовательного процесса, устранение нервной нагрузки, переключения внимания, смена форм деятельности и т.д.

Особенно эффективным видом современных интерактивных технологий становится интерактивная игра, создающая наилучшие условия развития, самореализации членов учебно-воспитательного процесса. Интерактивные игры позволяют изменить и улучшить формы поведения и деятельности субъектов педагогического взаимодействия и способствуют осознанному усвоению этих форм.

Наиболее эффективными в плане актуализации познавательной активности являются интерактивные технологии обучения (М.В. Кларин, В.Ю. Питюков и др.). Новые разработки в области привлечения интерактивных технологий в образование пока в своем большинстве принадлежат гуманитарным дисциплинам: методика формирования иноязычной коммуникативной, социокультурной компетенции посредством технологии веб-квеста (Е.И. Багузина, Г.А. Воробьев, Е.М. Шульгина); методика формирования иноязычной грамматической компетенции, базирующаяся на элементах театральной педагогики (Р.Ш. Чермокина); модель процесса самовоспитания будущих учителей в интерактивном обучении (дискуссия, игра, тренинг) (Т.И. Матвиенко); применение интерактивных технологий как средства формирования профессиональной компетентности педагогов.

Общеизвестно, что интерактивные технологии обучения представляют собой процесс, основанный на системе правил организации взаимодействия между собой, гарантирующих педагогически продуктивное познавательное общение, в результате которого создаются ситуации переживания обучающимся успеха в учебной деятельности и развития профессионально значимых компетенций педагогов.

 

Татьяна Алексеевна Иванычева, ст.преподаватель ЦНППМПР г. Тюмень, к.с.н., доцент. 

Тел. раб: 8(3452)-68-36-92; тел. сот.: 8-912-929-04-39, ivanicheva_ta@mail.ru

 

ТОГИРРО