Ответ на критику новой редакции ФГОС по литературе

Замечания по ФГОС

Ответы на критику

«Школа лишается вариативности»

1) Вариативная часть содержания, формируемая участниками образовательных отношений, по-прежнему составляет треть от учебного времени. Например, в программе 8 класса названо всего 17 произведений, из них 6 стихотворений.

2) В «обязательной части» содержания новой редакции ФГОС предусмотрена возможность выбора учителем произведений конкретных авторов, жанров и т.п. Дано немало обзорных тем, в которых указаны лишь имена писателей (произведения, а часто и авторов выбирает учитель). Подавляющее большинство списков завершается словом: «и другие»

«Документ грубо нарушает права детей, уже проучившихся по существующему стандарту до 6 класса»

Права детей не будут нарушены. По имеющемуся опыту внедрения ФГОС начинают учиться по новому стандарту с 5 класса (а остальные классы или идут по старому стандарту, или переходят на ФГОС по мере готовности).

Следует отметить: что изучили по существующему стандарту ученики 5 класса и изучили ли они что-то, выявить невозможно, поскольку никаких нормативных ориентиров нет.

«Прочитать и обсудить на уроках все включённые в программу (часть нового стандарта) тексты вдумчиво и качественно невозможно»

Количество текстов соответствует примерному учебному плану (3 часа в неделю 5, 6, 9 классы и 2 часа в неделю - 7, 8 классы), включает в себя 183 конкретно названных произведения, из которых 115 стихотворений (остальные произведения относятся к малой прозе; произведений крупных жанровых форм мало: за 5 лет нужно прочитать 5 пьес и 12 повестей или романов)

При раскладе на часы (на 5 лет 455ч) времени и для чтения и для изучения текстов достаточно, для расширения круга произведений есть также огромные возможности.

«Произведения жёстко прикреплены к классам, в которых они изучаются. Однако ученики и классы всегда разные, внутренний возраст ребенка зачастую не совпадает с номером класса. У учителя должна быть возможность переставлять произведения между классами, как предполагают существующий стандарт и примерная программа к нему»

Закрепление материала за конкретными классами

1)    гарантирует ученику и его родителям обучение в рамках единого образовательного пространства, возможность формировать свою образовательную траекторию, исходя из однозначно понимаемых результатов обучения;

2)    страхует ученика, перешедшего в другой класс или школу, от стресса, связанного с преодолением различия учебных программ.

«Программа исключает литературу, популярную среди детей: современную литературу, литературу, написанную для подростков»

Содержание ФГОС не исключает эту литературу, а наоборот, приглашает заинтересованного учителя включить ее в вариативную часть. Список современно литературы открыт и времени для изучения современной литературы оставлено достаточно.

«Крайне непродуманной и методически несовершенной является и предлагаемая в стандарте система навыков: она не способствует формированию читательских компетенций, творческого и проектного мышления»

Система навыков базируется на лучших достижениях методической науки. Она предусматривает планомерное систематическое развитие читательских и других компетенций обучающихся.

ТОГИРРО