Консультации кафедры социально-гуманитарных дисциплин по вопросам изучения русского и иностранных языков, русской родной литературы, проведению ОГЭ, ЕГЭ, курсов "Индивидуальный проект", финансовой грамотности (01.09 - 12.09.2021) - 15 вопросов

 

Вопрос 1. Будут ли изменения в ОГЭ по литературе?

Ответ: В соответствии с Демоверсией ОГЭ по литературе 2022 г. изменений нет, отрабатываем обновленную модель прошлого года.

03.09.2021 Елена Николаевна Володина, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 2. Как выстроить календарно-тематическое планирование и работу по учебному предмету «Русская родная литература» в 10-11 классах, когда нет программы?

Ответ: Да, программы для 10-11 классов нет, но есть стратегический ориентир в виде  Примерной программы «Русская родная литература», нет учебников, но есть методические рекомендации разработчиков курса, отраженные в следующих источниках:

Добротина И.Н. Велик и могуч. О преподавании предметов «Русский родной язык» и «Русская родная литература» / УГ, №31 от 30.07.19. С.12-13.

Беляева Н.В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н. Предметы школьного филологического образования как важный фактор национального самоопределения / Образовательное пространство в информационную эпоху - 2019 (EEIA - 2019), ред. С.В. Иванова. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2019. С. 890-902.

Аристова М.А., Беляева Н.В. Ценностный потенциал родной литературы как хранительницы культурного наследия народа // Надькинские чтения. Родной язык как средство сохранения и трансляции культуры, истории и преемственности поколений в условиях многонационального государства [Электр. ресурс]; Мордов.гос.пед.ин-т. Саранск, 2019. 1 электрон.опт.диск. С.260-265.

Аристова М.А., Беляева Н.В., Критарова Ж.Н. Учебный предмет «Родная литература (русская)»: цели, задачи, содержание / «Вестник образования России», 2020, №14. С. 55-63.

Исходя из культурно-исторического подхода и принципа преемственности, Вы сами выделяете тематические разделы, проблемно-тематические блоки и подтемы внутри каждого блока, определяете количество часов и выбираете тексты, дополняя и обогащая основной курс литературы произведениями региональной литературы, зарубежной литературы, произведения других видов искусства, планируя проектную деятельность.

03.09.2021 Елена Николаевна Володина, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 3. Будет ли проверяться грамотность на ЕГЭ по литературе в этом году?

Ответ: В соответствии с проектом Демоверсии ЕГЭ по литературе 2022 г., который уже выставлен на сайте ФИПИ, и заявленной преемственностью с моделью ОГЭ. Экзаменационная работа оценивается по критериям ГК1-ГК3 «Грамотность», если участник выполнил не менее трёх заданий с развёрнутым ответом части 1 и задание части 2 (сочинение). Выполненным считается задание, оценённое положительно (не 0 баллов). Поэтому при подготовке обращаем на это особое внимание обучающихся и отрабатываем навыки практической грамотности.

03.09.2021 Елена Николаевна Володина, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 4. В 10 классе ввели Русский родной язык. На какие нормативные документы ориентироваться по введению учебного предмета  «Русский родной язык» в 10-11 классах? Есть ли уже программы, учебники?

Ответ: Основой для преподавания учебного предмета «Русский родной язык» и «Русская родная литература» в 10-11 классах являются следующие ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:

Министерство образования и науки Российской Федерации ПРИКАЗ от 6 октября 2009 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» Список изменяющих документов (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645)

Министерство образования и науки Российской Федерации ПРИКАЗ от 31 декабря 2015 г. N 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки российской федерации от 17 мая 2012 г. N 413»

На основании приказа  Министерство образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 413«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» Список изменяющих документов (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645) разрабатываем планируемые личностные и метапредметные результаты («II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы)

На основании приказа  Министерство образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки российской федерации от 17 мая 2012 г. N 413» разрабатываем планируемы предметные результаты. (Пункты 9.1.1 и 9.1.2 исключить. 5. Дополнить новыми пунктами 9.2 и 9.3 следующего содержания:"9.2.Родной язык и родная литература.)

В условиях введения учебного предмета «Русский родной язык» в 10-11 классах без примерной программы по учебному предмету, без учебников в 2020-2021 учебном году возможны следующие варианты разработки рабочей программы и отбора содержания.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН учебного предмета «Русский родной язык» «Родная русская литература»

Вариант 1

10 класс - 1 час в неделю «Русский родной язык» (34 ч)

11 класс - 1 час в неделю «Русская родная литература» (34 часа)

Вариант 2

10 класс - 0,5 часа в неделю «Русский родной язык» (17 часов)

10 класс - 0,5 часа в неделю «Русская родная литература» (17 часов)

11 класс - 0,5 часа в неделю «Русский родной язык» (17 часов)

11 класс - 0,5 часа в неделю «Русская родная литература» (17 часов)

Вариант 3

10 класс - 1 час в неделю «Русский родной язык» (17 часов) - 1 полугодие

10 класс - 1 час  в неделю «Русская родная литература» (17 часов) - 2 полугодие

11 класс - 1  час в неделю «Русская родная литература» (17 часов) - 1 полугодие

11 класс - 1 час в неделю «Русский родной язык» (17 часов) - 2 полугодие

СОДЕРЖАНИЕ учебного предмета «Русский родной язык»

Для отбора содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 10-11 классе можно использовать следующее:

- материал учебников для 5-9 классов (авторы: О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов, Л. А. Вербицкая, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина, А. Г. Нарушевич, Е. И. Казакова, И. П. Васильевых) АО Издательства «Просвещение» (3.2.1.1.12.4, 3.2.1.1.12.5 Приказ от 18 мая 2020 г. № 249 Министерства просвещения) из блоков «Культура речи», «Речь. Речевая деятельность. Текст»;

- материал учебных пособий для 5-9 классов (авторы: Т.М. Воителева, О.Н. Марченко, Л.Г. Смирнова, И.В. Текучева, И.В. Шамшин) издательства «Русское слово».

- отрывки, главы художественных произведений, небольшие художественные произведения современной литературы и/ или региональной литературы.

Обращаем внимание, что по учебному предмету «Русский родной язык» не предусмотрена государственная итоговая аттестация. Разработчики программ, учебников для НОО, ООО предлагают в качестве проверочных работ - проектные, творческие задания, проекты и исследования как индивидуальные, так и групповые. Считаем, что такой подход необходимо сохранить и в 10-11 классах. Для оценивание проектной и исследовательской деятельности учащихся используем  критериальную систему.

10.09.2021 Елена Георгиевна Медведева, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО

 

Вопрос 5. В нашей школе ввели в 10-11 классах курс "Индивидуальный проект", на какие нормативные документы я должна ориентироваться, может, есть федеральные утверждённые программы?

Ответ: Единой, обязательной для всех программы курса «Индивидуальный проект» для 10-11 классов нет и не может быть, так как рабочая программа разрабатывается педагогом или группой педагогов конкретной ОО с учетом запросов учащихся и родителей, возможностей педагогического коллектива.

Однако при разработке рабочей программы необходимо ориентироваться на утвержденные федеральные нормативные документы. Для данной программы таким документом прежде всего является ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (протокол  от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)  https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya/ (раздел II.1. Примерная программа развития универсальных учебных действий при получении среднего общего образования, включающая формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной)

Возможно, вам помогут следующие материалы:

Индивидуальный проект. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [М. В. Половкова, А. В. Носов, Т. В. Половкова, М. В. Майсак]. - Москва : Просвещение, 2019. - 159 с

Примерная образовательная программа учебного курса «Индивидуальный проект. Актуальная экология» предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования  https://fgosreestr.ru/

Видеозапись вебинара по данному направлению размещена здесь:
https://events.webinar.ru/12290983/3432373/record-new/3489095 

10.09.2021 Елена Георгиевна Медведева, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО

 

Вопрос 6. Сегодня очень много говорят о типовых  примерных программах по русскому языку. Где можно познакомиться с этими программами, можно ли на них опираться при разработке своей рабочей программы?

Ответ: 31.05.2021года приказом № 287 Министерства просвещения РФ утверждены обновлённые федеральные государственные стандарты НОО и ООО. В связи с данным документом будут обновлены и примерные программы по учебным предметам. В 2021 году началась работа по разработке таких программ, с проектам и можно познакомиться  на сайте Института стратегий развития образования Российской академии образования https://instrao.ru/index.php/primer

В 2021-2022 учебном году будет проводиться апробация этих программа, необходимо с ними  знакомиться, можно использовать или править формулировки, но пока мы не можем обращаться к этим программам как к нормативным документам. После апробации будут внесены правки в программы. Только после всех этапов программу утвердят и тогда при разработке рабочей программы можно опираться на типовую примерную программу по учебному предмету.

10.09.2021 Елена Георгиевна Медведева, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО

 

Вопрос 7. Добрый день, подскажите, пожалуйста, где можно ознакомиться с методическими рекомендациями по преподаванию истории и обществознания в 2021/2022 учебном году?

Ответ: С методическими рекомендациями вы можете ознакомиться по ссылке: https://togirro.ru/nauchno_metodic/metodicheskaya/metodicheskie_m11/mediateka_soc/istoriya.html

06.09.2021 Юлия Евгеньевна Белявская, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО, к.и.н.

 

Вопрос 8. Здравствуйте, разрабатываю программу по элективному курсу «Основы финансовой грамотности» для учащихся 9-11 классов. Подскажите, можно ли включить некоторые тему в курс «Обществознание»?

Ответ: Согласно концепции учебного предмета, «Обществознание» мы должны включать темы по финансовой грамотности в программу по предмету. С такими программами вы можете ознакомиться по ссылке https://togirro.ru/nauchno_metodic/metodicheskaya/associacii_uchi/associaciya_history/fingramotey.html

06.09.2021 Юлия Евгеньевна Белявская, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО, к.и.н.

 

Вопрос 9. Здравствуйте, в этом учебном году буду выпускать 11 классы, хочу ознакомиться с аналитическими материалами по истории за 2021 год, где их можно найти?

Ответ: С аналитическими отчетами предметной комиссии по истории вы можете ознакомиться на сайте ГАОУ ТО ДПО ТОГИРРО пройдя по ссылке https://togirro.ru/nauchno_metodic/metodicheskaya/ocenka_kachestv/uchastnikam_gos/otchet_ege_2021.html

06.09.2021 Юлия Евгеньевна Белявская, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО, к.и.н.

 

Вопрос 10. Возможно ли отказаться от второго иностранного языка в этом году (6 класс)?

Ответ: По действующему ФГОС, второй иностранный язык является обязательной частью учебной программы для учащихся с пятого по девятый классы. Прием на обучение в пятые классы по образовательным программам основной школы, разработанным на основе обновленных стандартов, будет осуществляться школами с 1 сентября 2022 года. Преподавание второго иностранного языка будет осуществляться по заявлению обучающихся, родителей, а также при наличии в организации необходимых условий.

01.09.2021 Ксения Ольгердовна Усминская, ст. преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО

 

Вопрос 11. правда ли, что формат ЕГЭ по английскому языку полностью поменяется?

Ответ: В КИМ ЕГЭ 2022 г. по иностранным языкам (английский, немецкий, французский,
испанский языки) планируется внести изменения в разделы 4 («Письменная речь») и 5 («Говорение»). Соответствующие изменения планируется внести в критерии оценивания выполнения заданий. На сайте www.fipi.ru размещены проекты демоверсий КИМ (на данный момент ещё не утверждены).

07.09.2021 Ксения Ольгердовна Усминская, ст. преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО

 

Вопрос 12. Добрый день! Ребёнок сейчас учится в 4 классе, английский начал изучать в лингвистическом центре ещё до школы, поэтому на уроках ему неинтересно. Можно ли сдать экстерном только английский за 4 класс, а остальные предметы изучать как обычно?

Ответ: В данном случае решением может быть переход на семейное образование/самообразование по одному предмету. Статья 17 закона «Об образовании в Российской Федерации» допускает сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Регулярность и формат аттестации необходимо обсудить с администрацией школы.

07.09.2021 Ксения Ольгердовна Усминская, ст. преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО

 

Вопрос 13. Скажите, а ЕГЭ уже точно полностью изменено под IELTS? Паника...

Ответ: КИМ ЕГЭ будет меняться постепенно! Ориентируемся исключительно на проект КИМ, размещённый на сайте ФИПИ, это официальный источник. Пока там внесены очень существенные изменения в раздел ПИСЬМО, т. е. задания 39 и 40 носят теперь другой формат. Есть значительные изменения и в устной части. То есть, поменяли формат продуктивных зданий. Посмотрите, пожалуйста, справку о планируемых изменениях . Но прошу иметь в виду, что это только пока проект КИМ ЕГЭ. Утвержденная демоверсия обычно появляется осенью и вот тогда уже все изменения будут окончательными. Но сразу весь КИМ менять не будут точно, это сделают поэтапно в течение трех лет.

12.09.2021 Елена Анатольевна Самусенко, зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО

 

Вопрос 14. Мы уже в этом учебном  году должны ориентироваться в своей работе на новый ФГОС?

Ответ: Переход на обновленные ФГОС НОО и ООО всех образовательных организаций запланирован на следующий учебный год. Но Тюменская область (27 образовательных организаций) является участником проекта по апробации примерных рабочих программ ФГОС НОО И ООО.

12.09.2021 Елена Анатольевна Самусенко, зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО

 

Вопрос 15. Есть крайняя необходимость пройти курсы повышения квалификации, но  школа меня не включила в список. Что можно сделать?

Ответ: Вы всегда можете подать заявку на прохождение курсовой подготовки на договорной основе непосредственно в учебный отдел института, выбрав удобные для Вас даты прохождения  курсов в соответствии с годовым планом.

12.09.2021 Елена Анатольевна Самусенко, зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО

 

ТОГИРРО