Консультации кафедры дошкольного и начального общего основного образования по вопросам раннего возраста (07-17.10.2022) - 6 вопросов

 

Вопрос 1. Какова цель мероприятий для родителей, направленных на подготовку детей раннего возраста к поступлению в детский сад?

Основная цель мероприятий, не­обходимых для подготовки детей к поступлению в образовательную ор­ганизацию это устранение неблаго­приятных факторов, влияющих на рост и развитие ребенка, формиро­вание его адаптационных возможно­стей. Поэтому она должна осущест­вляться задолго до того, как ребенок поступит в образовательную органи­зацию.

Поэтому, важную роль на течение процесса адаптации ребенка к условиям образовательной организации играет семья, желание взрослых членов семьи сотрудничать с персоналом, следовать рекомендациям, разработанным в целях наиболее благоприятной адаптации ребенка, что поможет избежать многих проблем, связанных с данным процессом.

07.10.2022 Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего основного образования ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 2. Какие проводятся для родителей мероприятия, необходимые для подготовки детей раннего возраста к поступлению в детский сад?

Рассмотрим комплекс мероприя­тий, необходимых для подготовки де­тей к поступлению в детский сад.

В настоящее время дети в до­школьные организации поступают в возрасте от 1,5 лет. В этом возрасте, по мнению психологов и педагогов, ребенок является наиболее не при­способленным к процессу адаптации посредством речевого общения.

На начальной стадии адаптацион­ного процесса целесообразно пригла­шать родителей посетить дошколь­ную образовательную организацию вместе с ребенком, чтобы познако­миться с условиями, в которых бу­дет находиться будущий воспитан­ник, малыша знакомят со сверстни­ками, показывают помещения груп­пы, музыкального зала, зала для вы­полнения физических упражнений, показывают игрушки и т.д. Таким образом, у родителей есть время для того, чтобы подготовиться к посту­плению в образовательную органи­зацию.

Уже на данном этапе ребе­нок знакомится с воспитателем, ко­торый ведет работу по установлению первого контакта с малышом, стара­ясь как можно больше уделить ему внимания, заинтересовать его. На основании полученной информации и составления прогноза успешности адаптации для каждого ребенка подбирается наиболее оптимальный вариант его интеграции в группу. Родители могут поиграть с малышами, помочь воспитательнице погулять с детьми, покормить ребенка.

едагоги также советуют приносить с собой любимые игрушки малыша, это дает ребенку чувство защищенности и безопасности. Когда ребенок постепенно освоится, наладится контакт с педагогами, мама может сокращать время пребывания в группе с малышом. Она также пытается постепенно удалятся от ребенка, так, например, если в первые дни она играла с ребенком, то в последующие воспитатель предлагает ей просто понаблюдать в стороне за своим малышом, но не рядом с ним. После этого только ребенка оставляют в группе со сверстниками без сопровождения близких родственников.

Наиболее тщательная работа предполагается с тяжелой степенью адаптации. Дети могут отказываться от еды, плакать, у них могут случаться нервные срывы и истерики. При таких обстоятельствах период родительского присутствия увеличивается, время пребывания ребенка в условиях образовательной организации укорачивается, ребенка сопровождает не только воспитатель группы, но и педагог-психолог.

10.10.2022 Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего основного образования ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 3. Что необходимо учесть родителям для познавательного развития ребенка раннего возраста?

В период раннего возраста для познавательного развития ребенка родителям необходимо с особым вниманием подойти к проблеме развития познавательной деятельности малыша. В этот период важно обеспечить ребенку возможность развития мелкой моторики рук и действий с различными предметами.

Среди игрушек у ребенка должны быть различные конструкторы, пазлы, игрушки со шнуровками, тренажеры для завязывания шнурков и застегивания пуговиц. При этом, осваивая действия с такими предметами, ребенок будет совершенствовать навыки самообслуживания.

Безусловно, для познавательного развития ребенка родителям нужно стараться как можно больше лепить, рисовать, читать книги и рассматривать иллюстрации.

15.10.2022 Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего основного образования ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 4. Чтобы укрепить иммунитет малыша, что необходимо знать родителям?

Укреплению иммунитета ребен­ка необходимо уделять особое внимание. Можно постепенно начать зака­ливание организма, делать ре­бенку оздоровительный массаж, следить за сба­лансированным питанием.

Желательно, чтобы родители познакомились с меню детского сада и начинали приучать детей к основным блюдам, которые предлагаются в детском саду. Необходимо приучать ребенка к самообслуживанию во время приема пищи, приучать его есть самостоятельно, тщательно прожевывать пищу, прививать навыки опрятности, чтобы после еды ребенок умел пользоваться салфеткой.

17.10.2022 Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего основного образования ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 5. Что мешает приспособиться малышу к коллективной жизни в детском саду?

Плохо приспосабливаются к кол­лективной жизни дети, которые подвержены гиперопеке со сторо­ны родителей или других членов семьи, избалованные дети, незна­ющие запретов, не приученные к дисциплине (выполнению правил, ситуаций «ожиданий»). Такой ребенок с тру­дом усваивает и придерживается правил и норм поведения в обра­зовательной организации. Поэто­му воспитательный процесс нужно организовать таким образом, что­бы тренировать способность тормо­зить свои желания, быть более тер­пеливым и сдержанным.

Дети радушных, гостеприимных, дружелюбных родителей, из больших семей намного быстрее и легче вступают в контакт с воспитателем, няней и окружающими детьми. Поэтому родителям, которые ведут замкнутый образ жизни, необходимо проследить за тем, чтобы ребенок как можно чаще взаимодействовал с окружающими. Можно посещать различные развивающие центры, культурные мероприятия для детей. Если же такой возможности у родителей нет, то хотя бы просто проследить за тем, как ребенок общается с окружающими во время прогулки, не препятствовать общению с другими детьми.

17.10.2022 Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего основного образования ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 6. Каковы рекомендации родителям по сопровождению процесса адаптации ребенка раннего возраста к образовательной организации?

Для того, чтобы ребенок легче адаптировался к новой для него среде образовательной организации, к новому социальному окружению родителям необходимо:

- посещать с детьми детские парки, игровые площадки, общественные праздничные мероприятия;

- наблюдая за ребенком, выявлять особенности поведения (стесняется, уединяется, дерется или же легко вступает в контакт);

- в конфликтных ситуациях стараться быть участником взаимодействия, показывать правильное социальное поведение;

- прежде чем отдать ребенка в группу полного дня или группу кратковременного пребывания, необходимо приблизить режим дня ребенка дома к распорядку дня в образовательной организации;

- в первый день посещения ребенком образовательной организации, не торопиться рано уходить домой. Дождитесь, когда ребенок снимет верхнюю одежду, разместит ее в своем шкафчике, пройдите вместе с ним в группу. Немаловажным является включение самого родителя в родительский коллектив группы: познакомьтесь с воспитателями, поговорите с другими родителями, понаблюдайте, как ваш ребенок постепенно вовлекается в жизнь детского коллектива. Убедившись, что все в порядке, попрощайтесь с ребенком. Как только вы попрощались с ребенком, уходите. Не стоит подглядывать за ним в попытках удостовериться, что все в порядке, не нужно возвращаться, если услышите, что он расплакался.

- забирая ребенка, встречайте его улыбкой. Проявите внимание, спросите, как он провел время, что ему особенно понравилось. Дома уделите ребенку внимание, он должен увидеть, что с походом в образовательную организацию в остальной его жизни ничего не изменилось: его все так же любят и так же заботятся о нем.

- важно посещать все мероприятия образовательной организации, это даст ребенку уверенность в том, что его жизнь за пределами дома является частью общего семейного пространства, а не существует отдельно от него.

17.10.2022 Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего основного образования ТОГИРРО, к.п.н.

 

 

ТОГИРРО