Консультации кафедры дошкольного и начального общего образования (2-7.09.19) - 4 вопроса

Вопрос 1.  В чём сущность  технологии смешанного обучения?

Ответ: Технология смешанного обучения - это система построения учебного процесса, основной отличительной особенностью которой является сочетание элементов традиционного обучения с электронным. Смешанное обучение - это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя, с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения. При такой системе обучения ученик работает самостоятельно, обрабатывает информацию, взаимодействует с учениками, выполняет задания по маршруту на время, рефлексирует.

Смешанное обучение  представляет собой прогрессивную образовательную технологию, имеющую широкие перспективы для использования и дальнейшего развития, считается образованием третьего поколения, которое представляет собой проведение занятий с применением интернет технологий с уклоном на самостоятельную работу обучающихся.

В первую очередь это связано с тем, что при правильном и полноценном применении смешанное обучение работает на формирование ценных качеств личности, которые также известны как навыки XXI века. Это:

- способность к комплексному решению проблем, учёту всех аспектов решаемой задачи;

- критическое мышление, способность выбора достоверных источников данных и отбора информации, которая действительно необходима для решения проблемы;

- креативность, способность творчески переосмыслить имеющуюся информацию, синтезировать новые идеи и решения;

- командная работа, умение продуктивно взаимодействовать с другими людьми, искать единомышленников и создавать команды;

- умение и стремление учиться на протяжении всей жизни;

- умение принимать решения и нести за них ответственность.

Смешанное обучение, как и любая другая инновационная технология требует времени и дополнительных усилий со стороны учителя по формированию учебной культуры класса.  В работу учителя включаются методические приёмы, направленные на эффективное использование технологий и расширение информационно-образовательной среды. Распространяются и поддерживаются учебные методы с опорой на коллективное взаимодействие, сотрудничество, само- и взаимообучение.

2.09.19 Елена Анатольевна Менчинская, зав. кафедрой дошкольного и начальног общего образования ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 2. В чём особенности модели урока «Смена рабочих зон»?

Ответ: Модель «Смена рабочих зон» реализуется  в рамках одного занятия. Модель представляет собой работу учащихся в малых группах, работу с учителем и с онлайн-средой.. Модель также удобна тем, что не требует большого количества техники на весь класс. Данный вид предполагает наличие как минимум трёх рабочих зон:

а) зона работы с компьютером для индивидуальной работы в рамках изучения нового учебного материала разной сложности, самостоятельного поиска необходимой информации для решения учебных и учебно-практических задач. В этой зоне организуется работа с электронным оборудованием  (ноутбук,  планшет, ноутбук с выходом в Интернет, например для просмотра видео);

б) зона работы с учителем, который знакомит обучающихся с темой или проводит инструктаж дальнейших действий, осуществляет активизацию мыслительных операций;

в) зона работы в группах - это коммуникативная зона, предполагающая работу в мини-группах, проектных группах, кейсовых и игровых заданий. В соответствии с дидактическими целями урока  зона снабжается необходимым оборудованием для проведения практической работы. Возможен вариант работы с учебными коллекциями (полезными ископаемыми, гербариями), энциклопедиями, справочниками и другими источниками информации на бумажных носителях.

Учитель формирует пространство в классе так, чтобы школьники, работая в разных зонах, не мешали друг другу и могли переходить из одной зоны в другую. В качестве рабочих зон используются ряды (три зоны), в которых каждая парта оборудована необходимым оборудованием.

В ходе использования модели, необходимо учитывать следующие риски: 

  • оборудованных рабочих мест должно быть больше, чем учащихся, чтобы предотвратить потерю времени отдельными учениками при ожидании завершения работы других;
  • необходима организация предварительной подготовки учащихся к работе в каждой зоне;
  • предусмотреть варианты сохранения материала на электронных носителях на случай отсутствия доступа в Интернет.

2.09.19 Елена Анатольевна Менчинская, зав. кафедрой дошкольного и начальног общего образования ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 3.  Каковы  возможности  построения образовательного процесса в начальной школе с учётом индивидуализации обучения?

Ответ: Индивидуализация предполагает  организацию учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся,  позволяющей создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Существенными  характеристиками индивидуализированного подхода  образования являются: диагностическая основа построения образовательного процесса; выбор форм, методов и содержания коррекционно-развивающего воздействия, направленного на  оказание помощи ребёнку в овладении базовым содержанием обучения,  исходя из индивидуальных особенностей и потребностей детского развития; решение задач стимуляции развития ребенка и коррекции.      

2.09.19 Елена Анатольевна Менчинская, зав. кафедрой дошкольного и начальног общего образования ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 4. Что такое педагогическая диагностика, какую диагностику можно использовать в начальной школе?

Ответ: Педагогическая диагностика - это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:  определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;  выявить характер трудностей ученика и установить их причины;  установить уровень овладения учебной деятельностью;  оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.

Одним из возможных инструментов для проведения педагогической диагностики может стать «Педагогическая диагностика», разработанная сотрудниками Центра начальной школы Института стратегии развития образования РАО под руководством  Н.Ф. Виноградовой.

7.09.19 Елена Анатольевна Менчинская, зав. кафедрой дошкольного и начальног общего образования ТОГИРРО, к.п.н.

ТОГИРРО