Консультации лабораторий естественно-математических и социально-гуманитарных дисциплин по исследовательским проектам, проекте «Цифровая школа Учи.ру» (20.01-15.03.2022) - 5 вопросов

 

Вопрос 1. Мой ученик участвовал в исследовательском проекте летней лагерной смены. Проект увлек его, заинтересовал, у него появились новые идеи его дальнейшего развития. Будет ли корректным взять данную тему для школьного индивидуального проекта? Имею ли я право продолжить с ребенком работу в этом направлении, если начала эту работу с ним не я? Или нужно как-то менять, варьировать тему, чтобы она была оригинальной?

Ответ: Возможны и вполне корректны оба варианта. Во-первых, это тема проекта ребенка, а не его научного руководителя. И в случае несомненного интереса ребенка к теме, появления новых идей, Вы имеете право продолжить с учеником работу. С другой стороны, продолжительность летних лагерных смен всё равно не позволяет детально осмыслить и полностью воплотить проект, поэтому проекты, разрабатываемые на таких сменах, в принципе традиционно мыслятся как пролонгированные - то есть нуждающиеся в продолжении и развитии уже после возвращения детей в свои школы. Кроме того, если Вас волнует вопрос этичности, Вы можете связаться с руководителем проекта, с которым работал Ваш ученик, и обсудить с ним возможность продолжения работы под Вашим руководством.

Вполне корректно будет и изменить тему проекта, ведь у ребенка появились новые идеи, при этом будут поставлены другие цель и задачи, будут выбраны другие методы решения проблемы. Таким образом, содержание проекта изменится, соответственно, это уже другой проект.

20.01.2022 Марина Леонидовна Таланцева, методист ЛабЕМД,

Наталья Александровна Аксарина, методист ЛабСГД

 

Вопрос 2. В прошедшем учебном году я принимала участие в проекте «Цифровая школа Учи.ру». Реализуется ли проект в этом учебном году в школах Тюменской области? Возможно ли включиться в проект в настоящее время?

Ответ: Действительно, в целях решения приоритетных задач развития образования в школах Тюменской области с сентября 2020 года реализуется проект «Цифровая школа Учи.ру», направленный на внедрение готовой эффективной модели применения инструментов цифровой образовательной среды на уроке.

В 2021-2022 учебном году участниками Проекта стали 23 муниципалитета, 124 школы, 227 учителей математики, английского языка, программирования, 286 классов, 5 241 ученик. Как видите, произошли некоторые изменения с того времени, как Вы участвовали в проекте, появились новые предметы - английский язык, программирование. Опыт школ показывает, что проект и его возможности интересны и учителям, и учащимся. Предполагаем, что у него есть будущее в школах Тюменской области, предлагаем и Вам вернуться в проект с сентября 2022 года.

10.02.2022 Марина Леонидовна Таланцева, методист ЛабЕМД,

Наталья Александровна Аксарина, методист ЛабСГД

 

Вопрос 3. Мой ребенок учится во 2 классе. Он сам и его одноклассники постоянно участвуют в олимпиадах «Учи.ру». Им интересно, они соревнуются друг с другом в достижении результатов. Но меня, как маму, волнует вопрос дополнительной нагрузки на ребенка? Есть ли смысл в этом участии?

Ответ: Выбор - давать ли своему ребенку такую дополнительную нагрузку, конечно, за Вами. При этом следует иметь ввиду, что полезность интерактивной образовательной платформы «Учи.ру» подтверждена практиками тюменских школ и не вызывает сомнений в педагогическом сообществе. Платформа не заменяет ни учителя, ни учебник, она - инструмент, который дает возможность ребенку изучить предмет более глубоко, в другой форме, при другом способе трансляции учебного материала. Решая задачи на одну и ту же тему в разных средах (с учителем, с родителями, самостоятельно с помощью компьютера), ребенок лучше понимает то, что он делает. На наш взгляд, существенный момент: Вашему ребенку интересно! Тогда позвольте ему осваивать новые знания и с помощью этого цифрового инструмента.

15.03.2022 Марина Леонидовна Таланцева, методист ЛабЕМД,

Наталья Александровна Аксарина, методист ЛабСГД

 

Вопрос 4. Существуют ли какие-либо методические рекомендации ТОГИРРО по работе в проекте «Цифровая школа «Учи.ру»?

Ответ: В 2021 году были изданы методические рекомендации по результатам реализации проекта «Цифровая школа Учи.ру» в образовательных организациях Тюменской области «Использование ресурса веб-платформы «УЧИ.РУ» в урочной и внеурочной деятельности».

В сборнике представлены материалы участников проекта, реализуемого в образовательных организациях Тюменской области и других субъектах Российской Федерации по использованию ресурса веб-платформы «Учи.ру» в урочной и внеурочной деятельности. Материалы будут интересны заместителям директоров по УВР, методистам, учителям НОО, ООО.

15.03.2022 Марина Леонидовна Таланцева, методист ЛабЕМД,

Наталья Александровна Аксарина, методист ЛабСГД

 

Вопрос 5. Какую литературу Вы порекомендовали бы в первую очередь молодому специалисту по организации исследовательского проекта? Благодарю за ответ.

Ответ: Если никогда ранее Вы не занимались организацией проектной и исследовательской деятельности учащихся, то предлагаем Вашему вниманию следующие работы:

1.  Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2002. №1. - С. 24-33.

Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. - М.: Просвещение, 2013. - 175 с. - (Работаем по новым стандартам).

Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе / О. В. Брыкова, Т. В. Громова. - М. : Чистые пруды, 2006. - 32 с. - (Б-чка "Первого сентября"). - ISBN 5-9667-0230-6.

4. Кузнецова, Т.С.  Опыт организации проектно-исследовательской деятельности при изучении естественно-научных дисциплин / Т. С. Кузнецова// Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. - 2015.-Вып.2. - С.35-41.

5. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей // Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», серия «Сборники и монографии», М., 2006, 114 с.

6. Масалков, И.К. Стратегия кейс стади: методология исследования и преподавания: Учебник для вузов / И.К. Масалков, М.В. Семина. - М.: Альма Матер, Акад. Проект, 2011. - 443 c.

7. Новиков, А.М. Методология научного исследования. 3-е изд. / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - М.: Книжный дом Либроком, 2015. - 272 c.

8. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. - М.: Просвещение, 2008. - 192 с.

9. Савенков А.И. Виды исследований школьников// Одаренный ребенок.-2005.-№2. - с.84-106 .

15.03.2022 Марина Леонидовна Таланцева, методист ЛабЕМД,

Наталья Александровна Аксарина, методист ЛабСГД

 

ТОГИРРО