Консультации кафедры дошкольного и начального общего основного образования по личностно-ориентированному обучению, проведению уроков физкультуры, читательской грамотности (07.04-25.05.2021) - 10 вопросов

Вопрос 1. По каким принципам составляется программа регионального этапа олимпиады 4-классов по физической культуре?

Ответ: Прежде всего - преемственность с содержанием последующих этапов предметной олимпиады в основной и средней школе: теоретические знания (тестирование по 4 видам тестовых заданий) и практическое испытание, определяющее уровень развития ловкости, как основного физического качества возрастного сенситивного периода 10-11 лет.

07.04.2021 Наталья Александровна Симон, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования, к.п.н.

 

Вопрос 2. Как вступить в состав Ассоциации учителей физической культуры Тюменской области?

Ответ: Нужно подать заявку в электронном виде на адрес электронной почты prostonata58@mail.ru . Бланк заявления размещен на сайте ТОГИРРО в разделе «Деятельность». Ассоциация учителей-предметников - учителя физической культуры, ОБЖ.

10.04.2021 Наталья Александровна Симон, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования, к.п.н.

 

Вопрос 3. Как  оценить успеваемость учащегося, освобожденного на год от практических занятий по физической культуре?

Ответ: Решение о периодичности, форме и содержании аттестации принимается внутренним локальным актом образовательной организации.

17.04.2021 Наталья Александровна Симон, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования, к.п.н.

 

Вопрос 4. В настоящее время актуальна проблема формирования читательской грамотности. Чем отличаются понятия «Читательская грамотность» и «читательская компетентность»?

Ответ: ФГОС НОО  в качестве предметного результата (Предметные результаты. Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке, п.4) называет достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий (выделено, подчеркнуто нами).

Читательская грамотность, по мнению Н.Ф. Виноградовой, это компонент функциональной грамотности, который включает:

- совокупность умений и навыков, отражающих способность обучающегося осуществлять смысловое чтение - воспринимать письменный текст, анализировать, оценивать, обобщать представленные в нем сведения;

- способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях;

- потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития [Виноградова, Н.Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века» [Текст] / Н.Ф. Виноградова. - М., 2017. - 64 с]

17.04.2021 Светлана Васильевна Долгих, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования, к.п.н.

 

Вопрос 5. Какова роль семьи в формировании читательской грамотности?

Ответ: Результаты международного исследования PIRLS показали, что наибольшего результата в чтении достигают школьники, в семьях которых родители сами любят читать и уделяют серьезное внимание дошкольной подготовке своих детей. Обучение детей в дошкольных образовательных организациях не может полностью заменить занятий родителей с детьми дома. Учащиеся, чьи родители часто читали с детьми книги, рассказывали и обсуждали истории, играли в игры со словами, показали более высокие результаты по сравнению с теми, кто был вовлечен в эти виды деятельности иногда или никогда.

«...преимущественный вклад в достижения четвероклассников в PIRLS вносят характеристики семьи, а не школы и класса. Из семейных характеристик имеют значение прежде всего образовательные ресурсы, доступные ребенку дома, и активность родителей в отношении детского чтения» (Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других [Текст] / под науч. ред. И. Д. Фрумина. - М. : Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010)

20.04.2021 Светлана Васильевна Долгих, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования, к.п.н.

 

Вопрос 6. Какие рекомендации можно дать родителям дошкольников по организации работы с книгой в процессе семейного чтения?

Ответ: Методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут слушания книги и обеспечивают его сохранение до завершения чтения книги родителями:

- включать игры, задания, упражнения по прочитанной книге на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;

- предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания для составления рассказов по серии сюжетных картинок;

- использовать обучающие игры и придавать им подвижный характер;

- по возможности завершать чтение  игрой развивающего характера.

В целях формирования родительской компетентности в вопросе правильной организации семейного чтения можно использовать тренинги выразительного чтения, семинары-практикумы по овладению родителями технологией продуктивного чтения О.В. Чиндиловой

25.04.2021 Светлана Васильевна Долгих, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования, к.п.н.

 

Вопрос 7. Что такое личностно- ориентированное обучение? В чем особенность личностно-ориентированных технологий?

Ответ: Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность обучаемого, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Особенности личностно-ориентированных технологий ЦЕЛЬ - создание условий для проявления познавательной активности обучаемых. СРЕДСТВА достижения педагогом этой цели: - использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт обучаемых; - создание атмосферы заинтересованности каждого учащегося в работе коллектива; - стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; - использование дидактического материала, позволяющего учащемуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; - оценка деятельности учащегося не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения; - поощрение учащегося за нахождение своего способа выполнения задания, анализ способа работы других обучаемых в ходе урока, выбор и оценку наиболее рациональных; - создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому учащемуся проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах выполнения задания; - предоставление возможности для естественного самовыражения учащегося.

25.04.2021 Надежда Леонидовна Гололобова, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования, к.п.н.

 

Вопрос 8. Какие существуют подходы в личностно-ориентированном образовании?

Ответ: Разноуровневый подход - ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного учащемуся. Различия основного количества учащихся по уровню обучаемости сводится, прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Уровневая дифференциация осуществляется путем деления учащихся (учебной группы, коллектива) для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном). Дифференцированный подход - выделение групп обучаемых на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения. Индивидуальный подход - распределение учащихся по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности. Субъектно-личностный подход - отношение к каждому учащемуся как к уникальности, несхожести, неповторимости.

25.04.2021 Надежда Леонидовна Гололобова, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования, к.п.н.

 

Вопрос 9. Какие педагогические технологии существуют на основе личностно-ориентированного подхода?

Ответ: Можно определить перечень педагогических технологий, построенных на личностно-ориентированном подходе:

- технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.);

- педагогика сотрудничества («проникающая технология»);

- адаптивная система обучения; - гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.; - технология полного усвоения знаний; - игровые технологии;

- технологии развивающего обучения; - проблемное обучение; - технологии разноуровневого обучения;

- технология исследовательского обучения;

- технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);

- коллективный способ обучения; - технологии модульного обучения.

Наиболее часто в практике применяются такие технологии, основанные на личностно-ориентированном подходе как:

- педагогика сотрудничества;

- технология полного усвоения знаний;

- адаптивная система обучения;

- технология исследовательского обучения;

- технология игрового обучения;

- технология модульного обучения;

- технология разноуровневого обучения;

- дифференциация и индивидуализация обучения.

20.05.2021 Надежда Леонидовна Гололобова, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования, к.п.н.

 

Вопрос 10. Почему ввели 3 урок физкультуры в школу?

Ответ: Необходимость введения 3-го часа урока физкультуры продиктовано снижением двигательной активности обучающихся. Что привело к необходимости компенсации дефицита двигательной активности через введение третьего дополнительного часа физической культуры. Цель 3-го урока физкультуры - создание условий для реализации физкультурно-оздоровительной активности учащихся вне зависимости от уровня физической подготовки и уровня сформированности специфических умений по отдельным видам спорта. Поэтому содержание 3- го урока физкультуры может быть направлено не только реализацию общепринятых разделов (лёгкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка и т.д.), но и на введение таких вариативных разделов, как хореография, ритмика, фитнес, спортивные и бальные танцы, национальные виды спорта, аквоаэробика, национальные спортивные игры и командные эстафетные игры, адаптивная физкультура и т.д.).

25.05.2021 Надежда Леонидовна Гололобова, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования, к.п.н.

 

 

 

ТОГИРРО