Консультации кафедры социально-гуманитарных дисциплин по вопросам ЕГЭ в 2022 году, функциональной грамотности, учебникам «Русская родная литература» 5-9 классы, всероссийскому конкурсу сочинений (03.10-07.12.2021) - 14 вопросов

 

Вопрос 1. В 2021-2022 учебном году в ЕГЭ по русскому языку появилось совершенно новое задание. Как готовить выпускников к решению этого задания? На что обратить особое внимание?

Ответ: Чтобы справиться с заданием 1 экзаменационной работы, участнику экзамена необходимо овладеть следующими понятиями: текст, основные признаки текста, тема, главная мысль, позиция автора, аргументы, связность текста, цельность текста, композиция текста, средства связи предложений в тексте, язык художественной литературы, разговорная речь; публицистический, научный, официально-деловой стили речи; функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Для успешного выполнения задания у экзаменуемого должны быть сформированы следующие умения: различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; опознавать языковые единицы в тексте, проводить различные виды их анализа; адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию); читать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым); осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

С методическими комментариями и разборами нескольких примеров вы можете познакомиться на сайте ТОГИРРО в рубрике «Работа сетевых консультационных центров»:

https://togirro.ru/nauchno_metodic/metodicheskaya/ocenka_kachestv/rabota_setevyx2018/ege_vebinar21_22/ryz_20-21/ryz112021.html

03.10.2021 Елена Георгиевна Медведева, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО

 

Вопрос 2. Испытываем затруднения по оцениванию итогового сочинения по 4 направлению: в теме заявлено, что ученик может размышлять и о музыке, и о фильме, и о спектакле, но как тогда оценивать по К2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»?

Ответ: В «Методических материалах» (Приложение 1 к письму Рособрнадзора от 26.10.2021 № 04-416) прописано «Тематическое направление критерия № 4 позволяет высказаться не только о литературе, но о музыке, театре или кино. Участник, выбравший тему, связанную этими видами искусств, должен привлечь хотя бы один пример из литературного произведения (из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых)». Ученик может назвать автора сценария и автора и название произведения, на основе которых снять фильм, поставлен спектакль. Если речь идет о музыкальных предпочтениях, то необходимо указать автора слов (или хотя бы композитора). Выпускник может также в качестве литературного материала обращаться к статьям, обзорам критиков, но обязательно называть автора и название материалов».

07.10.2021 Елена Георгиевна Медведева, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО

 

Вопрос 3. Сегодня очень много говорят о функциональной грамотности, мы должны включать элементы читательской грамотности на своих уроках. Подскажите, пожалуйста, где нам познакомиться с конкретными рекомендациями, как и что включать в свои уроки русского языка и литературы?

Ответ: В течение 2021 года в рамках курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы по теме: «Современные средства обучения русскому языку и литературе и методики формирования речевой и языковой культуры обучающихся в условиях мультикоммуникативного образовательного пространства региона в свете требований ФГОС» слушатели выполняли практическую работу «Множественность текстов предметного теоретического содержания и развитие читательских умений на уроках русского языка»: опираясь на нормативные документы обновленных ФГОС, «Единое содержание общего образования» https://edsoo.ru/ , материалы международных исследований (читательская грамотность, PISA https://fioco.ru/ru/osoko/msi/, http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnyematerialya/), слушатели курсов разрабатывают уроки по модели, включив 2-3 предметных (теоретический материал по теме в научном, научно-популярном, публицистическом стилях речи) текста (сплошных, несплошных, составных) с целью формирования у обучающихся метапредметных умений при освоении предметного (русского языка и/или литературы) содержания на уроке, к каждому тексту предложите задания предметной и межпредметной направленности по одной теме для конкретного класса (русский язык и / или литература).

Сегодня уже найдены и обобщены конкретные практические решения по формированию читательской грамотности через предметное содержание учебных предметов «Русский язык» и «Литература», кафедра социально-гуманитарных дисциплин готовит сборник, частично уже некоторые рекомендации представлены на вебинарах, с материалами можно познакомится на сайте ТОГИРРО https://togirro.ru/nauchno_metodic/metodicheskaya/razd_funkcionalnaya_gramotnost.html, на ближайшем вебинаре 9.12.2021 тьюторы, учителя г.Тюмени, Викуловского района познакомят коллег со своими методическими решениями.

06.12.2021 Елена Георгиевна Медведева, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО

 

Вопрос 4. Подскажите, пожалуйста, когда актуально формирующее оценивание и как его методически грамотно организовать?

Ответ: Формирующее оценивание понимается как процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и учитель используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись, куда и как им необходимо двигаться в соответствии с выяленными пробелами. Формирующее оценивание позволяет учителю совершенствовать процесс обучения с помощью регулярной и постоянной обратной связи с обучающимися, которые, понимая критерии оценивания, вовлекаюся в самооценивание и рефлексию. Прежде всего, нужно определить и представить ученикам учебные цели и задачи, а затем наладить обратную связь. Полученная информация покажет понять, в какой степени эти цели и задачи реализованы, и что ученику целесообразно сделать или изменить, чтобы достичь следующих уровней овладения материалом.

Алгоритм действий может быть следующим:

- перевести цели в измеряемые учебные результаты;

- определить необходимый для них уровень достижений;

- отобрать и содержание, и техники оценивания;

- выбрать и реализовать соответствующие методы обучения;

- провести оценивание и установить, достигнуты ли измеряемые

учебные результаты.

14.10.2021 Елена Николаевна Володина, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО, к.фил.н.

 

Вопрос 5. По учебному предмету «Русская родная литература» 5-9 классы в Федеральном перечне не представлены учебники. Как быть?

Ответ: В связи с отсутствием учебников по предмету «Родная литература (русская)» (5-9 классы), возможно использование серии учебных пособий издательства «Просвещение» «Родная русская литература. 5-9 классы». Об этом мы неоднократно говорили на курсах и семинарах ТОГИРРО, осмысляли опыт учителей, возможные типы заданий и проектов.

14.10.2021 Елена Николаевна Володина, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО, к.фил.н.

 

Вопрос 6. Уточните, пожалуйста, можно ли на ЕГЭ по литературе в 2022 году пользоваться словарем?

Ответ: Да, в соответствии с утвержденной Демоверсией ЕГЭ по литературе 2022 г. (см.сайт ФИПИ) задание части 2 (сочинение) оценивается по грамотности (критерии 6, 7, 8) и экзаменуемый имеет право пользоваться орфографическим словарем.

14.10.2021 Елена Николаевна Володина, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО, к.фил.н.

 

Вопрос 7. Мой ученик отправлял свою работу на Всероссийский конкурс сочинений-2021, где можно ознакомиться с результатами регионального этапа?

Ответ: Результаты регионального конкурса опубликованы на сайте ТОГИРРО по ссылке:

https://togirro.ru/organizacionno/meropriyatiya_dety/konkursi_olimpiads/vserossijskij_k_soch/2021.html

20.10.2021 Юлия Евгеньевна Белявская, доцент кафедры СГД ТОГИРРО, к.и.н.

 

Вопрос 8. Выбрал сдавать ЕГЭ по истории в 2022 г., боюсь не справиться с заданием № 19, где можно ознакомиться с рекомендациями И.А. Артасова по выполению этого задания?

Ответ: С рекомендациями И.А. Артасова можно ознакомиться на сайте Федерального института педагогических измерений, пройдя по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=1qPP8Mdm8M8

20.10.2021 Юлия Евгеньевна Белявская, доцент кафедры СГД ТОГИРРО, к.и.н.

 

Вопрос 9. Подскажите, где можно скачать демонстрационные материалы с заданиями по формированию функциональной грамотности школьников?

Ответ: Ознакомиться с материалами можно на сайте «ИСРАО» по ссылке: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/, так же вы можете поучаствовать в марафоне функциональной грамотности с участием ведущих мировых ученых и экспертов в сфере образования.

Ссылка на марафон: https://apkpro.ru/deyatelnostakademii/marafonfunktsionalnoygramotnosti/

20.10.2021 Юлия Евгеньевна Белявская, доцент кафедры СГД ТОГИРРО, к.и.н.

 

Вопрос 10. Есть ли изменения в КИМ ОГЭ по русскому языку в 2022 году по сравнению с 2021?

Ответ: Изменения структуры и содержания КИМ по русскому языку отсутствуют. http://www.old.fipi.ru

24.10.2021 Вера Владимировна Сальникова, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин д.фил.н.

 

Вопрос 11. Сколько правильных ответов предполагает задание № 16 ЕГЭ по русскому языку в 2022 году?

Ответ: В 2021 г в задании № 16 было два правильных ответа, которые оценивались максимально в 2 балла; в КИМ 2022 г. внесены изменения: правильных ответов может быть от 2 до 4, задание оценивается  в 1 балл. 

24.10.2021 Вера Владимировна Сальникова, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин д.фил.н.

 

Вопрос 12. Добрый день! Где можно узнать даты и время вебинаров по подготовке к экзаменам по английскому языку?

Ответ: С графиком проведения вебинаров по подготовке к ГИА (по всем предметам) можно ознакомиться по ссылке:

https://togirro.ru/nauchno_metodic/metodicheskaya/ocenka_kachestv/rabota_setevyx2018/ege_vebinar21_22.html

23.11.2021 Ксения Ольгердовна Усминская, ст. преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО

 

Вопрос 13. Здравствуйте! По каким пособиям можно готовиться к ЕГЭ-22 по английскому языку (с учётом изменений)?

Ответ: При подготовке к государственной итоговой аттестации по английскому языку целесообразно использовать следующие пособия:

  • Гаджиева М. Н. и др. ЕГЭ 2022. Письменная речь. Сборник тестов. Английский язык. (Издательство «Титул»)
  • Гаджиева М. Н. и др. ЕГЭ 2022. Устная часть. Сборник тестов. Английский язык. (Издательство «Титул»)
  • Веселова Ю.С. Английский язык. ЕГЭ 2022. (Издательство «Интеллект-Центр»)

Также рекомендуется выполнять задания из открытого банка Федерального института педагогических измерений:

http://ege.fipi.ru/os11/xmodules/qprint/index.php?proj=4B53A6CB75B0B5E1427E596EB4931A2A

30.11.2021 Ксения Ольгердовна Усминская, ст. преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО

 

Вопрос 14. Известно ли уже, когда будет проводиться ОГЭ по английскому языку в 2022 году?

Ответ: Составлено предварительное расписание проведения ОГЭ в 2022 году:

20 мая (пятница) - иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский)

21 мая (суббота) - иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский)

Обратите внимание, что приведены предполагаемые даты. Возможно, в сроки проведения ОГЭ в 2022 году будут внесены изменения.

07.12.2021 Ксения Ольгердовна Усминская, ст. преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО

ТОГИРРО