30 ноября проводился семинар-практикум «Метапредметный подход в школьном образовательном процессе: русский язык и информационные технологии в обучении разным предметам»

 

 

 

 

 

 

30 ноября 2019 г. в рамках реализации мероприятий гранта «Развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка», «Совершенствование норм и условий для полноценного функционирования русского языка» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на базе ТОГИРРО прошел семинар-практикум «Метапредметный подход в школьном образовательном процессе: русский язык и информационные технологии в обучении разным предметам» (8 часов).

На семинаре-практикуме учителя разных предметов обсуждали актуальные образовательные проблемы и пути их решения под руководством:

-  Дроздовой Ольгой Евгеньевной, д.п.н., зав. Лабораторией междисциплинарных филологических проектов в образовании, доцента кафедры методики преподавания русского языка Московского педагогического государственного университета, члена Правления РОПРЯЛ (г. Москва)

-  Шаповалова Михаила Ивановича, к.т.н., доктора инженерных наук (ФРГ), ведущего специалиста Лаборатории междисциплинарных филологических проектов в образовании, доцента кафедры общего языкознания Московского педагогического государственного университета (г. Москва).

Специалисты-профессионалы провели проблемные лекции, практикумы и тренинги по темам:

Роль русского языка в обучении разным предметам: проблемы и пути решения. Основные направления реализации метапредметной роли русского языка в начальной, основной и старшей школе. Языковые проблемы, возникающие у школьников в процессе изучения разных предметных областей. Новые подходы к формированию лингвистической компетенции. Приемы специальной работы с предметной терминологией. Языковые аспекты повышения мотивации обучения. Языковая работа во внеклассной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность лингвистической направленности в разных предметных областях;

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с текстами разных предметных областей. Особенности работы с текстами в электронном виде в основной и старшей школе. Факторная теория чтения. Стратегии, необходимые для обучения экранному чтению. Особенности восприятия текста на мониторе. Соотношение скорости чтения и глубины понимания на мобильном устройстве. Возможности использования ИКТ в формировании функциональной грамотности. Функциональная неграмотность. Оценка читаемости текста. Обучение методике структурирования и оценки своих и чужих текстов. Визуализация текста. Интернет-сервисы для семантического анализа текста. Национальный корпус русского языка.

Как отмечали педагоги по окончании семинара-практика, глубокое погружение в проблемное поле, связанное с языком, в процессе изучения школьниками разных учебных дисциплин, и инновационный опыт Лаборатории междисциплинарных филологических проектов в образовании (зав. - Дроздова О.Е.) позволили скорректировать свою работу по организации взаимодействия с учителями-предметниками с целью:

- лучшего усвоения школьниками специальной терминологии, формулировок заданий, определений, понимания текстов параграфа учебника;

- повышения мотивации в обучении предмету, эффективность поиска нужной информации, запоминания правил и теорем, развития исследовательских умений, в том числе при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, олимпиадам, конкурсам;

- совершенствования навыков использования информационно-коммуникационных технологий в работе с текстами разных предметных областей.

Семинар-практикум символизировал новую ступень в многолетней инновационной деятельности Тюменской области по модернизации языкового образования и реализации метапредметного  подхода в образовательном процессе. А значит, продолжение следует! И будут новые идеи и проекты, новые встречи на площадках ТОГИРРО!

Материал подготовила Елена Николаевна Володина, к.ф.н., доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО

 

Материалы Дроздовой Ольги Евгеньевны

Видеозапись семинара c Дроздовой Ольгой Евгеньевной

Виды заданий (рекомендации)

Роль русского языка в обучении разным школьным предметам: проблемы и пути решения

Технологическая карта учителя (метапредметное обучение русскому языку)

Материалы  Шаповалова Михаила Ивановича

Видеозапись семинара c Михаилом Ивановичем Шаповаловым

Информационно-коммуникационные технологии в преподавании русского языка и литературы в школе

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с текстами разных предметных областей

Шаповалов М.И. Ссылки на лекции YouTube (для школ)

 

Материалы Дроздовой Ольгой Евгеньевной будут опубликованы чуть позже.

Материалы  Шаповалова Михаила Ивановича

Презентационные материалы семинара

https://sites.google.com/mpgu.edu/rki

1. ИКТ в преподавании русского языка и литературы.

2. Новые инструменты создания презентаций.

3. Создание интерактивного учебного пособия (12 частей по 2 учебных часа, всего 24 часа).

4. Использование QR-кодов.

Российский учебник

2018/2019 учебный год

25.06.18 Новые инструменты создания презентаций

https://www.youtube.com/watch?v=19XyQxU5PSw

4.09.18 Дистанционное обучение и проектная деятельность

https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=J1aqxV5dopM

11.09.18 Мобильные технологии и ИКТ в формировании функциональной грамотности

https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=xtxEFaLeVnA

3.10.18 Подготовка учебных материалов с использованием электронных образовательных ресурсов

https://www.youtube.com/watch?v=FqJ3xxkbWCI

12.10.19 Меры обеспечения информационной безопасности

https://www.youtube.com/watch?v=MayPvhCjsuM

14.11.18 Подготовка видеоматериалов для урока и внеурочной деятельности

https://www.youtube.com/watch?time_continue=2203&v=-GJ66xSnWJ8

21.11.18 Особенности работы с текстами в электронном виде в основной и старшей школе

https://www.youtube.com/watch?v=3ffcKPnFHAs

28.11.18 Разработка интерактивного урока с использованием мультимедиа

https://www.youtube.com/watch?v=YlkV_2gdN-k

5.12.18 Создание персонального сайта учителя

https://www.youtube.com/watch?v=hzOfkAX7_BU

13.12.18 Интерактивное путешествие - новые инструменты для создания интерактивной графики

https://www.youtube.com/watch?v=1KGC4ANcpS4

21.12.18 Визуализация в образовательном процессе

https://www.youtube.com/watch?v=UFAHVu20NSs

17.01.19 BYOD: использование мобильных устройств в образовательном процессе https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=Z-5Yt9ZxBfc

23.01.19 Использование QR-кодов в образовательном процессе

https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=CkaYMsDXUrg

24.01.19 Краудсорсинг, краудфандинг, распределенная проектная деятельность

https://www.youtube.com/watch?time_continue=12&v=EVLZxAUdKRA

4.2.19 Сервисы WEB 2.0 в образовательной деятельности

https://www.youtube.com/watch?v=suQNZPvqlvA

8.02.19 Смешанное обучение: модели и Интернет-сервисы

https://www.youtube.com/watch?v=wYtWE_V96Mg

20.2.19 Компьютерное оценивание письменного ответа в свободной форме

https://www.youtube.com/watch?v=-2fD7jHTCKc

21.03.19 ИКТ в преподавании русского языка и литературы

https://www.youtube.com/watch?v=EUvyD3bF1lM

27.3.19 Как правильно искать информацию в интернете

https://www.youtube.com/watch?time_continue=1280&v=WlhnMPxy1Rc

28.3.19 Создание персонального сайта учителя Конференция ЦИФРА

https://www.youtube.com/watch?time_continue=22&v=EIm5Hlt-fRQ

29.3.19 Возможности учебной аналитики с использованием компьютера в работе учителя

https://www.youtube.com/watch?v=b_PBpULgnvg

03.04.19  Мобильное обучение: использование платформ аудио- видеогидов

https://www.youtube.com/watch?v=MH074iLGe8E

17.04.19 Использование конструктора курсов Stepik в образовательной деятельности

https://www.youtube.com/watch?v=40-aFAXlrH4

24.04.19 Развитие одарённых детей с помощью электронных образовательных ресурсов

https://www.youtube.com/watch?v=0C3CrvSNAh4

23.05.19 Медийно-информационная грамотность в школьной программе

https://www.youtube.com/watch?v=P6xRXK-BBUY

 29.05.19 Сервисы для создания дидактических игр

https://www.youtube.com/watch?v=l6mwds9C_JU

30.05.19  Национальный корпус русского языка: как использовать сервис в школе?

https://www.youtube.com/watch?v=-SbY4OTzVt4

11.6.19 Русский язык и литература. Цифровой контент на лето

https://www.youtube.com/watch?v=UtA4rHqFm44

13.6.19 Внеурочные работы с цифровым контентом

https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=BbMGw_QwXbA

25.6.19 Цифровой контент на лето для учителей и руководителей.

https://www.youtube.com/watch?v=ppwj0bOcx5s

3.9.2019 Сторителлинг: как придумать и создать учебную ленту времени

https://www.youtube.com/watch?v=NJuMjgxocms

4.9.2019 Национальный проект «Образование» и профессии будущего. Чему учить? 

https://www.youtube.com/watch?v=N5Nt8HZvCx8

23.10.2019 Национальный проект «Образование». Цифровая образовательная среда.

https://www.youtube.com/watch?v=uILIjdRa5s0&feature=emb_logo

30.10.2019 Как повысить эффективность проектной деятельности?

https://www.youtube.com/watch?time_continue=3324&v=470V0cmc0hI&feature=emb_logo

 

 

1 сентября

ИКТ в преподавании русского языка и литературы (русский язык как иностранный)

https://www.youtube.com/watch?v=zWsfqqEVqk0

ЭОР в организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся (в основной школе)

https://www.youtube.com/watch?v=pE5XihrPsKw

Новый тип презентаций: инфографика на основе временной линии

https://xn--80abcmq4aw2g.xn--1-btbl6aqcj8hc.xn--p1ai/525

Возможности использования смартфонов в обучении

https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=ujNMhxVxAUc

ТОГИРРО