Лихачева А.А. Особенности адаптации к школе младших школьников с гиперактивностью

А.А. Лихачева,

студентка Колледжа цифровых и педагогических технологий (научный руководитель - Т.Л. Ужанова, преподаватель), г. Тюмень

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

Аннотация. В статье проводится анализ особенностей адаптации к школе младших школьников с гиперактивностью, рассматриваются вопросы профилактики и коррекции трудностей при обучении гиперактивных детей в начальной школе.

Ключевые слова: гиперактивность, адаптация к школе, начальная школа, трудности в обучении.

«Особенности адаптации к школе младших школьников с гиперактивностью».

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны, так как если несколько лет назад в начальных классах гиперактивных детей было мало, сейчас количество таких младших школьников постоянно растет. При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции гиперактивного ребенка не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу общеобразовательной школы при условии соответствия требований школьной среды возможностям ребенка. Однако, сама система обучения, особенно на первых этапах пребывания гиперактивных детей в школе, является для них психотравмирующей и приводящей к возникновению у этих детей дезадаптивных состояний. Роль педагога заключается в том, чтобы обеспечить комплексный подход к проблемам гиперактивного ребенка и гарантировать успех в преодолении негативных проявлений данного синдрома в период адаптации к школе, а также в дальнейшем обучении.

С учетом того, что работа носит исследовательский характер, были определены компоненты методологического аппарата.

Объект исследования: адаптация к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивностью.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия адаптации к школе детей с гиперактивностью.

Цель исследования: изучение психолого-педагогических условий адаптации к школе младших школьников с гиперактивностью.

В соответствии с целью были определены задачи исследования:

1. Раскрыть понятие гиперактивности и её причины.

2. Рассмотреть признаки гиперактивности у младших школьников.

3. Определить психолого-педагогические условия адаптации к школе детей с гиперактивностью.

4. Проанализировать сложности адаптации к школе детей с гиперактивностью.

Методы исследования: изучение литературы, изучение опыта педагогов, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование.

Понятие гиперактивности и причины ее возникновения

Были рассмотрены несколько определений Гиперактивности разных авторов, но наиболее полно данное состояние раскрывает Н.Н. Заваденко. Гиперактивностью называется патологическое состояние, имеющее нейробиологическую природу и не являющееся результатом распущенности или плохого воспитания. Проявляется несвойственными для нормальных возрастных показателей чрезвычайной двигательной активностью, дефектами внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими.

Основными причинами гиперактивности у детей могут быть генетические (наследственная предрасположенность), биологические (родовые травмы), социально-психологические (алкоголизм родителей, плохие условия проживания), а также негативное влияние окружающей среды на организм человека.

Были рассмотрены признаки гиперактивности.

Основными признаками гиперактивности являются: расстройства внимания, отвлекаемость, чрезмерная двигательная активность, импульсивность, непредсказуемость и психоэмоциональная неустойчивость поведения. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.

Были изучены сложности адаптации к школе детей с гиперактивностью.

Адаптацией к школе называется процесс перестройки познавательной, мотивационной и эмоционально - волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому, организованному школьному обучению. Успешность такой перестройки зависит от уровня развития интеллектуальных функций, эмоционально - волевой сферы, сформированности коммуникативных навыков.

Дети с гиперактивностью испытывают следующие трудности в адаптации к школе: сложности в общении с окружающими (вследствие речевых нарушений и отклоняющегося поведения); невозможность длительной концентрации внимания на уроке; повышенная отвлекаемость и активность, что затрудняет усвоение необходимой информации; затруднение в выполнении инструкций учителя. Комплексная работа с гиперактивными детьми, оказывает наибольшее влияние на формирование правильных поведенческих установок и развитие когнитивной сферы учащихся; улучшает повседневную учебную деятельность без выраженного влияния на показатели успеваемости.

Были разработаны рекомендации педагогам и родителям по адаптации к школе детей с гиперактивностью.

Сейчас предлагаем ознакомиться с некоторыми, более значимыми из них

- Нужно быть экспрессивным педагогом, интересным для ребенка;

- Лучше снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха;

- Нужно давать короткие и конкретные инструкции;

- Изменяйте режим урока - устраивайте минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями;

- Расписание занятий должно быть постоянным, так как дети с гиперактивностью часто забывают его;

- Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально;

- Оптимальное место для гиперактивного ребенка - в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя.

- Совместно с психологами помогите ребенку адаптироваться в условиях школы и классном коллективе - воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.

Также были разработаны следующие рекомендации для родителей:

- Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи;

- Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе;

- Избегайте завышенных или наоборот заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям;

- Поддерживайте дома четкий распорядок дня;

- Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1;

- Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе - длительные прогулки, бег, спортивные занятия

Для того чтобы помощь ребенку с гиперактивностью была результативной, учитель должен работать вместе с родителями и специалистами. Работа с гиперактивным учеником должна носить индивидуальный характер, тем более, если имеются трудности школьной адаптации. На учителе лежит особая ответственность, поскольку именно в его руках находится формирование у ребенка самооценки, а также достижение определенных успехов.

Список литературы

 

1. Жмуров, В. А. Психиатрия/ В. А. Жмуров. - Москва: Умный доктор, 2018. - 1312 с. - ISBN 978-5-6040667-1-3. - Текст: непосредственный.

2 Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учебное пособие для ВУЗов/ Н. Н. Заваденко. - Москва: Юрайт, 2020.- 274 с. - ISBN 978-5-534-05701-0. - Текст: непосредственный.

3 Монина, Г. Б. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь/ Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс, Л. С. Чутко. - Санкт - Петербург: Речь, 2007. - 186 с.- ISBN 5-9268-0570-8. - Текст: непосредственный.

4 Политика, О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью/ О. И. Политика. - Санкт-Петербург : Речь, 2010. - 208 с. - ISBN 5-9268-0331-4. - Текст: непосредственный.

5 Романчук, О. И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: практическое руководство/ О. И. Романчук. - Москва : Генезис, 2016. - 148 с. - ISBN 978-5-98563-411-2. - Текст: непосредственный.

6 Лим Т. Е. Влияние загрязнения воздуха на здоровье человека/ Т. Е. Лим. - Текст: электронный// Кибернетика. - Санкт-Петербург. - 2010. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-transportnyh-zagryazneniy-na-zdorovie-cheloveka-obzor-literatury

7 Русанова, В. В. Особенности работы и рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми / В. В. Русанова. - Текст (визуальный) : электронный  // социальная сеть работников образования nsportal.ru. : сайт. - 2015. - 4 февраля.                                  URL:https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fnachalnaya-shkola%2Fpsikhologiya%2F2012%2F02%2F04%2Frekomendatsii-pedagogam-po-rabote-s-giperaktivnymi-detmi&cc_key= (дата обращения 30.03.2021)

8 Самыгин, С. И. Психология и педагогика: учебное пособие/ С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. - Москва. КНОРУС, 2012. - 660 с. - ISBN 978-5-406-01486-8.- Текст: электронный// Лабиринт: мобильное приложение. - URL: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=16778372 (дата обращения: 15.02.2021).

9 Сапунова, Я. А. Трудности обучения ребёнка с гиперактивностью в школе / Я. А. Сапунова, Р. Ш. Сефербекова. - Текст : электронный // Инновации в науке и практике. -2019. - С.195-201. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37221518 (дата обращения 20.02.2021).

10 Сунцова, Т. А. Гиперактивный ребенок / Т. А. Сунцова. - Текст: электронный// Молодой ученый.-2018. - №13. С.61-64. - URL: http://moulch.ru/archive/199/49154/ (дата обращения 15.02.2021).

11 Фаустова, И. В. Особенности адаптации детей младшего школьного возраста с гиперактивностью / И. В. Фаустова, С. Н. Гамова. О. Н. Бакаева. - Текст : электронный // Электронный научно-образовательный вестник здоровье и образование в XXI веке. -2018. - №4. - С.36-40. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32791720 (дата обращения 20.02.2021).

 

 

ТОГИРРО