В 2017 году Министерством образования и науки РФ был объявлен конкурс Современная цифровая образовательная среда. Тюменская область приняла участие в федеральном конкурсе на стала одной из 5 пилотных регионов, реализующий приоритетный федеральный проект Современная цифровая образовательная среда в СПО. Грант по проекту в номинации Обучение педагогов выиграл Тюменский государственный университет.
В настоящее время, сложилась региональная модель реализации данного проекта, основанная на консолидации ресурсов высшего и среднего профессионального образования.
В рамках реализации мероприятий приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» в системе среднего профессионального образования Тюменской области разработана и реализуется региональная модель построения современной цифровой образовательной среды (дорожная карта реализации региональной модели утверждена 07.09.2017 г. директором департамента образования и науки Тюменской области (ДОиН ТО) Райдером А.В.).
Задачи, проекта «Современная цифровая образовательная среда Тюменской области»:
1. Сформировать региональную систему, обеспечивающую доступ обучающихся СПО к качественным онлайн-курсам.
2. Смоделировать технологическую экосистему современной региональной цифровой образовательной среды.
3. Создать и апробировать онлайн-курсы по перечню приоритетных дисциплин и компетенций СПО.
4. Отработать механизмы сетевого формата реализации образовательных программ
Участниками областного проекта стали:
1. ДОиН ТО: функции - планирование; организация взаимодействия участников проекта; контроль эффективности результата.
2. ТГУ: функции -реализация программы подготовки педагогов системы СПО (грант по приоритетному проекту СЦОС); интеграция в «Единое окно».
3. ТОГИРРО: функции - обучение и консультирование педагогов; экспертиза контента онлайн-курсов; методическая поддержка и координация.
4. Межрегиональный центр компетенций в области искусства, дизайна и сферы услуг: функции - организация разработки контента; привлечение специалистов; сопровождение и техническая поддержка платформы; апробация онлайн-курсов.
5. Техникум строительной индустрии и городского хозяйства, который сегодня является инновационной площадкой по подготовке кадров в области строительства:
6. На техникумы возлагаются обязанности: организация разработки контента (область строительства); привлечение специалистов; сопровождение и техническая поддержка платформы; апробация онлайн-курсов.
7. 15 ПОО Тюменской области: функции - организация разработки контента (5 МДК по наиболее перспективным и востребованным в Тюменской области профессиям/специальностям); привлечение специалистов; апробация онлайн-курсов.
Согласно региональной модели участие работодателей необходимо как на этапе разработки МООК, так и на этапе их реализации:
На этапе разработки предусмотрено:
- формирование базы видеоматериалов в формате мастер-классов, модулей-визуализаций производственных процессов, отдельных производственных операций, выполняемых отраслевыми специалистами;
- привлечение работодателей к разработке оценочных средств, кейсов, производственных задач;
- совместная разработка дополнительных программ с использованием ЭО и ДОТ, в том числе корпоративных программ по заявкам работодателей.
На этапе реализации:
- организация на предприятиях-партнеров доступа к электронным ресурсам при реализации корпоративных дополнительных образовательных программ, а также при реализации основных профессиональных образовательных программ;
- с целью организации методической помощи обучающимся - привлечение лучших специалистов предприятий для онлайн-консультирования;
- использование информационных и телекоммуникационных технологий при проведении независимой оценки обучающихся;
Проектом описаны особенности Массовых открытых онлайн-курсов для обучающихся СПО, которые будут разработаны в Тюменской области:
- Единый набор нормативов, инструментов и технологий.
- Смешанные рабочие группы по проектированию и созданию контента.
- Наличие модулей визуализации технологических процессов.
- 30% объема дисциплины (МДК) - онлайн.
- Единая система идентификации обучающихся.
- Единая система верификации и зачетов образовательного результата онлайн-курсов.
- Интеграция платформ и «Единое окно».
Согласно плану-графику реализации проекта предусмотрены следующие сроки исполнения ключевых позиций:
- Разработка методических рекомендаций по разработке онлайн-курса - ноябрь 2017.
- Разработка типовой локальная нормативно-правовой документации - декабрь 2017.
- Реализация программы повышения квалификации работников СПО - декабрь 2017.
- Разработка платформы - январь 2018.
- Инфраструктура для разработки онлайн-курсов - февраль 2018.
- Разработка онлайн-курсов - февраль - март 2018.
- Апробация онлайн-курсов - апрель - май 2018.
Так, до конца 2018 года будет обучено 120 преподавателей по программам разработки и реализации онлай-курсов; будет полностью сформирована инфраструктура онлайн-обучения с единым окном в ТГУ.
К началу 2020 года в полном формате заработает Региональный центр онлайн-обучения (как минимум 9 цельных онлайн-курсов по профессиям и специальностям СПО из перечня ТОП-50); 1400 студентов из 12 ПОО ТО будут осваивать МООК; 150 преподавателей смогут не только сами разрабатывать и реализовывать онлайн-курсы, но смогут стать наставниками для обучения остальных преподавателей.
09 февраля 2017 года отдел программно-методического сопровождения профессионального образования ЦНПО ТОГИРРО провёл семинар-практикум «Интеграция массовых открытых онлайн-курсов (МООК) в учебный процесс ПОО».
Цель мероприятия: производство массовых онлайн-курсов для реализации в учебном процессе ПОО Тюменской области.
Онлайн курсы разрабатывались по 5 наиболее востребованным и массовым профессиям и специальностям ТО. В рамках каждого направления подготовки были определены 8 МДК и 1 ОП для освоения которых необходимо создание онлайн-курсов. Разработка МООК осуществлялась в режиме активного сетевого взаимодействия.
В каждой из 9 групп разработчиков МООК присутствовали тьюторы, обученные на курсах ТГУ «Новые компетенции преподавателей и специалистов в области онлайн-обучения и использование возможностей современной цифровой образовательной среды» активно осуществлявшие координацию процесса разработки МООК. В рамках каждого МДК определены темы выносимые на онлайн-курс объемом не более 30% от часов выделенных на изучение МДК или ОП в Учебном плане. Ниже представлен перечень МДК, по которым проводилась работа по подготовке онлайн-курсов:
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки) - 6 чел.
МДК Основы технологии сварки и сварочное производство
МДК Подготовительные и сборочные операции перед сваркой
Разработчики:
ГАПОУ ТО «Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса»
ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж»
ГАПОУ ТО «Ишимский многопрофильный техникум»
43.01.09 повар-кондитер
МДК Организация приготовления, подготовки к реализации и хранению кулинарных полуфабрикатов - 6 чел
МДК Процессы приготовления, подготовки к реализации и презентации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок - 5 чел
ГАПОУ ТО «Голышмановский агропедагогический колледж»
ГАПОУ ТО «Западно-сибирский государственный колледж»
ГАПОУ ТО «Тобольский многопрофильный техникум»
ГАПОУ ТО «Тюменский техникум строительной индустрии и городского хозяйства»
ГАПОУ ТО «Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса - МЦК»
ОП Иностранный язык в профессиональной деятельности
Прогрессивной инновацией явилась разработка МООК по иностранному языку в профессиональной деятельности. В процессе приняло участие 7 чел. Из 7 ПОО ТО.
ГАПОУ ТО «Заводоуковский агропромышленный техникум»
43.02.15 Поварское и кондитерское дело
МДК Организация и процессы приготовления горячих блюд, кулинарных изделий закусок сложного ассортимента блюд национальных кухонь - 3 чел
МДК Организация и ведение процессов приготовления и подготовки к реализации полуфабрикатов для блюд, кулинарных изделий сложного ассортимента - 4 чел
ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
МДК Устройство автомобилей
ГАПОУ ТО Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса»
15.02.09. Аддитивные технологии
МДК Теоретические основы производства изделий с использованием аддитивных технологий
ГАПОУ ТО «Тюменский педагогический колледж»
По результатам проведения семинара-практикума были разработаны следующие элементы массовых онлайн-курсов по МДК:
1. Информационная карта МООК по МДК.
2. Распределены часы, выносимые на производство онлайн-курса по темам МДК.
3. Составлено содержание материала видеолекции (презентация/ текстовый формат) на 10-12 мин.
4. Подготовлен педагогический сценарий.
5. Разработаны контрольно-измерительные материалы и критерии оценивания к каждой теме МДК.
6. Сформирован дополнительный материал (формы и виды дополнительных материалов). Разработаны контрольно-измерительные материалы и критерии оценивания к каждому дополнительному материалу по МДК.
7. Представлены проморолики МООК по МДК.
В результате реализации проекта в Тюменской области к концу 2019 года будет:
- Сформирована региональная система, обеспечивающая доступ обучающихся СПО к качественным онлайн-курсам
- Создана технологическая экосистема современной региональной цифровой образовательной среды
- Созданы, апробированы и размещены в федеральный реестр онлайн-курсы по перечню приоритетных дисциплин и компетенций СПО
- Апробированы и описаны механизмы сетевого формата реализации образовательных программ.