«Мы никогда своих завоеванных позиций не сдавали...»

Китайгородская А.Б.jpg

Ада Борисовна Китайгородская

Заслуженный учитель Российской Федерации, директор ИУУ-ИПКПК (1980-1996), 

награждена медалью II степени к ордену «За заслуги перед Отечеством»


ИУУ – ИПКПК – ТОГИРРО – это аббревиатуры особенного учебного заведения, главная задача которого – повышение квалификации педагогических кадров области, это была основная задача заведующих кабинетами, методистов, всего вспомогательного состава.


Вроде ничего особенного в этом не было. Но если учесть, что в восьмидесятые годы, когда я пришла в институт, у нас не было своего здания, институт арендовал один этаж, да и то не полностью в школе №14, а ежегодно надо было повысить квалификацию 1600 – 1800 человек. А по указанию министерства образования РСФСР каждый учитель должен был пройти курсы по программе 156 часов, то есть в течение месяца, в основном курсы мы должны были проводить только в летние месяцы, чтобы не нарушать работу учебных заведений. У института не было ни общежития, ни столовой, ни учебных аудиторий, а педагоги приезжали со всего юга области, Ямало-Ненецкого автономного округа.


Конечно, вопросов было много: где разместить, где и чем накормить, где проводить занятия? Да ещё в обязанность заведующих кабинетами и руководителей курсов входило оформление проездных документов и составление ведомости, включая оплату суточных расходов.


Конечно, нам помогали: по распоряжению заведующего облОНО городской отдел образования Тюмени должен был каждое лето приказом по горОНО определять школы, где должен был институт размещать потоки курсов. Школы были разные и руководители разные, но приходили к общему мнению и … начинался аврал: расставляли раскладушки, стелили белье, оформляли классы для занятий. Благодаря активной помощи и усилию заведующей хозяйством Анисьи Фёдоровны Ляпиной всё было сделано вовремя.


Я специально так подробно об этом говорю, чтобы современные сотрудники ТОГИРРО почувствовали разницу в условиях работы в 80-е годы XX века и сегодняшним днём. Но в это время в институт (ИУУ) пришли инициативные, творческие методисты, имеющие большой стаж работы в школе. Они не на словах, а на деле знали, что необходимо учителю, чтобы каждый урок приносил радость общения с учениками и давал положительный результат. Они знали, чему учить учителя, и одновременно учились сами технологии и методике лекционно-практической работы. Это были люди, с которыми было интересно работать, находить новые формы организации курсов, обсуждать новые идеи.


Именно в эти годы коллектив института сделал многое, чтобы наши образовательные учреждения шли в ногу со всем образованием России: мы провели первый конкурс «Учитель года Тюменской области» и первым победителем стала Русакова Лидия Николаевна. Мы отслеживали её успехи в дальнейшей работе и радовались, что не ошиблись с первым победителем. А конкурс «Учитель года Тюменской области» набирал силу. 


Именно в те годы была проведена первая научно-практическая конференция школьников «Шаг в будущее» и первая победительница представила свою работу на Российскую конференцию. Это ученица школы № 40 В. Аринштей. В течение многих лет интересные исследовательские работы представляли учащиеся школы № 1 Ишима, Туртасской школы Уватского района, школы № 1 Тобольска, Казанского района и многие другие.


Именно методисты ИУУ стали организаторами областной олимпиады по всем учебным предметам.


Именно в то время Министерство образования России вручило Тюменской области переходящее Красное Знамя за большую и творческую работу наших дошкольных учреждений. И по праву был отмечен кабинет дошкольного образования ИУУ и инспекторский отдел облОНО по работе с дошкольными учреждениями области.


Именно в те годы Министерство образования России уделяло особое внимание работе с резервом руководящих кадров, и наш кабинет руководящих кадров активно начинает эту работу. Результат был налицо, недаром на коллегии МО был обобщён опыт работы с кадрами облОНО и ИУУ.


Всё менялось, и постепенно менялись условия и возможности института: благодаря председателю обкома профсоюза Зубаревой Миле Сергеевне мы получили возможность размещать прибывающих на курсы учителей в профилактории «Градостроитель» и судостроительного завода, в профилактории нефтегазового университета (в Тюмени), таким образом, люди могли жить, учиться, получать какие-то процедуры в нормальных условиях. Кроме того, благодаря участию Богданович З.Д., зав. облОНО, а позднее заместителю председателя облисполкома, мы смогли слушателей размещать в гостинице «Заря», «Колос».


А главное, у нас появилось своё, отдельное здание по ул. Водопроводной, 28. Именно в те годы мы создали ассоциацию творческих педагогов, на базе которых проводились семинары и конференции педагогов-предметников. В нашу область приезжали для проведения курсов учителя-новаторы, чей опыт заслуживал не только признания, но и распространения. Я не буду называть их фамилии, так как об этом написали в своих воспоминаниях методисты. В области появились школы-гимназии, лицеи, и поэтому было создано объединение инновационных школ, руководителей которых надо было объединить для теоретического и практического обновления знаний и инновационных действий. Хочется отметить, что руководители этих образовательных учреждений активно участвовали в работе семинара, с удовольствием принимали на своей базе коллег и сами с не меньшим старанием учились теории, перенимали опыт работы коллег. Участники этого объединения побывали на товарищеских встречах в гимназии Н.Д. Лицмана (Тобольск), в школе №8 г. Ишима (директор Олькина Н.), в гимназии № 16 Тюмени (директор В.М. Слепова), в школе-гимназии № 6 Лангепаса (директор Н.Ф.) в гимназии № 49 Тюмени (директор Н.П. Лохман). Они не просто посещали эти образовательные учреждения, но одновременно учились друг у друга, перенимали опыт, спорили, дискутировали. Думаю, что от таких семинаров-встреч была определённая польза: они помогали друг другу критически подходить к своей работе и давали совет тем, кто принимал гостей.


Время шло, менялось многое в системе повышения квалификации, и институт наш получил новое название – ИПК ПК. Мы получили право создавать кафедры, в институте появились первые остепенённые: С. И. Бабицкая, кандидат психологических наук, Н.М. Пашков, кандидат исторических наук. Изменил, расширил свои функции наш методический совет и был создан Учёный совет.


Благодаря активной деятельности зав. кафедрой психологии мы получили право начать подготовку школьных психологов (на базе имеющегося высшего образования) и логопедов-дефектологов.


Частыми гостями-лекторами на курсах были Поташник М.М., Макареня А.А., Загвязинский В.И., Суртаева Н.Н., Щуркова Н.Е….


Институт получил право создать отдел по подготовке к поступлению в аспирантуру, так как к этому времени в институте было много достойных методистов, умеющих и желающих работать над собой и над научной темой.


Методический корпус института имел возможность работать над собой, все согласно графика центрального института повышения квалификации побывали не однажды на курсах, семинарах в Москве и других городах. И всё новое, что привозили с курсов, пытались внедрять в школах области, применять в своих лекциях. У нас появился свой издательский отдел, и каждый кабинет и кафедра получили возможность создавать и издавать методические пособия, готовить к курсам и семинарам необходимый материал.


Презентация книги Фоминцевой


Мы никогда своих завоеванных позиций не сдавали. И сами служили достойным примером для других. У нас был большой опыт работы с молодыми учителями, например, в рамках специально организованной для них «Школы молодого учителя.


Прошло уже достаточное количество лет, как кто-то раньше, кто-то позже ушли на заслуженный отдых, но, думаю, что в душе каждого остались тёплые воспоминания о днях, прожитых пусть в не совсем уютных и комфортных условиях института, в наших постоянных выездах и командировках. Главное – был коллектив, были общие, большие и малые, дела, были интересные, хотя порой и не совсем удобные начинания. Но главное, что рядом были люди, был коллектив дружный, понимающий и помогающий друг другу.


Мне очень хочется пожелать всем нашим стажистам института, которые приветливо и по-доброму принимали нас, новичков, всем восьмидесятникам, кто пришёл в институт в 80-90-х годах, здоровья, личного счастья, бесконечного умения жить и радоваться каждому светлому дню, прожитому с удовольствием! И как сказал поэт, видеть пробивающуюся травинку, слышать писк голодного птенца и радоваться солнцу и звонку друзей-товарищей!


И, конечно, в радости встреч и услышанных тёплых слов, вспомнить поимённо наших друзей, сослуживцев, кого уже нет с нами, но о ком мы не имеем права забывать, так как вместе проехали и прошли не один километр по нашей Тюменской земле.


Поздравление и тёплые пожелания успехов, удовлетворения в работе, интересных встреч с нашими земляками-учителями городских и сельских школ, вам, нынешние сотрудники ТОГИРРО. Пусть вам сопутствует удача и внимание ваших слушателей! Счастья, удовольствия от каждой минуты общения друг с другом! С юбилеем института!

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитик Яндекс Метрика, предоставляемы компанией ООО "Яндекс", 119021, Москва, Россия, ул. Л.Толстого, 16 (далее - Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы "cookie" с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий. Собранная при помощи "cookie" информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи "cookie", будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации. Вы можете отказаться от использования "cookie", выбрав соответствующие настройки в браузере.
ПринятьНастройки