Ада Борисовна Китайгородская
Заслуженный учитель Российской Федерации, директор ИУУ-ИПКПК (1980-1996),
награждена медалью II степени к ордену «За заслуги перед Отечеством»
ИУУ – ИПКПК – ТОГИРРО – это аббревиатуры особенного учебного заведения, главная задача которого – повышение квалификации педагогических кадров области, это была основная задача заведующих кабинетами, методистов, всего вспомогательного состава.
Вроде ничего особенного в этом не было. Но если учесть, что в восьмидесятые годы, когда я пришла в институт, у нас не было своего здания, институт арендовал один этаж, да и то не полностью в школе №14, а ежегодно надо было повысить квалификацию 1600 – 1800 человек. А по указанию министерства образования РСФСР каждый учитель должен был пройти курсы по программе 156 часов, то есть в течение месяца, в основном курсы мы должны были проводить только в летние месяцы, чтобы не нарушать работу учебных заведений. У института не было ни общежития, ни столовой, ни учебных аудиторий, а педагоги приезжали со всего юга области, Ямало-Ненецкого автономного округа.
Конечно, вопросов было много: где разместить, где и чем накормить, где проводить занятия? Да ещё в обязанность заведующих кабинетами и руководителей курсов входило оформление проездных документов и составление ведомости, включая оплату суточных расходов.
Конечно, нам помогали: по распоряжению заведующего облОНО городской отдел образования Тюмени должен был каждое лето приказом по горОНО определять школы, где должен был институт размещать потоки курсов. Школы были разные и руководители разные, но приходили к общему мнению и … начинался аврал: расставляли раскладушки, стелили белье, оформляли классы для занятий. Благодаря активной помощи и усилию заведующей хозяйством Анисьи Фёдоровны Ляпиной всё было сделано вовремя.
Я специально так подробно об этом говорю, чтобы современные сотрудники ТОГИРРО почувствовали разницу в условиях работы в 80-е годы XX века и сегодняшним днём. Но в это время в институт (ИУУ) пришли инициативные, творческие методисты, имеющие большой стаж работы в школе. Они не на словах, а на деле знали, что необходимо учителю, чтобы каждый урок приносил радость общения с учениками и давал положительный результат. Они знали, чему учить учителя, и одновременно учились сами технологии и методике лекционно-практической работы. Это были люди, с которыми было интересно работать, находить новые формы организации курсов, обсуждать новые идеи.
Именно в эти годы коллектив института сделал многое, чтобы наши образовательные учреждения шли в ногу со всем образованием России: мы провели первый конкурс «Учитель года Тюменской области» и первым победителем стала Русакова Лидия Николаевна. Мы отслеживали её успехи в дальнейшей работе и радовались, что не ошиблись с первым победителем. А конкурс «Учитель года Тюменской области» набирал силу.
Именно в те годы была проведена первая научно-практическая конференция школьников «Шаг в будущее» и первая победительница представила свою работу на Российскую конференцию. Это ученица школы № 40 В. Аринштей. В течение многих лет интересные исследовательские работы представляли учащиеся школы № 1 Ишима, Туртасской школы Уватского района, школы № 1 Тобольска, Казанского района и многие другие.
Именно методисты ИУУ стали организаторами областной олимпиады по всем учебным предметам.
Именно в то время Министерство образования России вручило Тюменской области переходящее Красное Знамя за большую и творческую работу наших дошкольных учреждений. И по праву был отмечен кабинет дошкольного образования ИУУ и инспекторский отдел облОНО по работе с дошкольными учреждениями области.
Именно в те годы Министерство образования России уделяло особое внимание работе с резервом руководящих кадров, и наш кабинет руководящих кадров активно начинает эту работу. Результат был налицо, недаром на коллегии МО был обобщён опыт работы с кадрами облОНО и ИУУ.
Всё менялось, и постепенно менялись условия и возможности института: благодаря председателю обкома профсоюза Зубаревой Миле Сергеевне мы получили возможность размещать прибывающих на курсы учителей в профилактории «Градостроитель» и судостроительного завода, в профилактории нефтегазового университета (в Тюмени), таким образом, люди могли жить, учиться, получать какие-то процедуры в нормальных условиях. Кроме того, благодаря участию Богданович З.Д., зав. облОНО, а позднее заместителю председателя облисполкома, мы смогли слушателей размещать в гостинице «Заря», «Колос».
А главное, у нас появилось своё, отдельное здание по ул. Водопроводной, 28. Именно в те годы мы создали ассоциацию творческих педагогов, на базе которых проводились семинары и конференции педагогов-предметников. В нашу область приезжали для проведения курсов учителя-новаторы, чей опыт заслуживал не только признания, но и распространения. Я не буду называть их фамилии, так как об этом написали в своих воспоминаниях методисты. В области появились школы-гимназии, лицеи, и поэтому было создано объединение инновационных школ, руководителей которых надо было объединить для теоретического и практического обновления знаний и инновационных действий. Хочется отметить, что руководители этих образовательных учреждений активно участвовали в работе семинара, с удовольствием принимали на своей базе коллег и сами с не меньшим старанием учились теории, перенимали опыт работы коллег. Участники этого объединения побывали на товарищеских встречах в гимназии Н.Д. Лицмана (Тобольск), в школе №8 г. Ишима (директор Олькина Н.), в гимназии № 16 Тюмени (директор В.М. Слепова), в школе-гимназии № 6 Лангепаса (директор Н.Ф.) в гимназии № 49 Тюмени (директор Н.П. Лохман). Они не просто посещали эти образовательные учреждения, но одновременно учились друг у друга, перенимали опыт, спорили, дискутировали. Думаю, что от таких семинаров-встреч была определённая польза: они помогали друг другу критически подходить к своей работе и давали совет тем, кто принимал гостей.
Время шло, менялось многое в системе повышения квалификации, и институт наш получил новое название – ИПК ПК. Мы получили право создавать кафедры, в институте появились первые остепенённые: С. И. Бабицкая, кандидат психологических наук, Н.М. Пашков, кандидат исторических наук. Изменил, расширил свои функции наш методический совет и был создан Учёный совет.
Благодаря активной деятельности зав. кафедрой психологии мы получили право начать подготовку школьных психологов (на базе имеющегося высшего образования) и логопедов-дефектологов.
Частыми гостями-лекторами на курсах были Поташник М.М., Макареня А.А., Загвязинский В.И., Суртаева Н.Н., Щуркова Н.Е….
Институт получил право создать отдел по подготовке к поступлению в аспирантуру, так как к этому времени в институте было много достойных методистов, умеющих и желающих работать над собой и над научной темой.
Методический корпус института имел возможность работать над собой, все согласно графика центрального института повышения квалификации побывали не однажды на курсах, семинарах в Москве и других городах. И всё новое, что привозили с курсов, пытались внедрять в школах области, применять в своих лекциях. У нас появился свой издательский отдел, и каждый кабинет и кафедра получили возможность создавать и издавать методические пособия, готовить к курсам и семинарам необходимый материал.
Мы никогда своих завоеванных позиций не сдавали. И сами служили достойным примером для других. У нас был большой опыт работы с молодыми учителями, например, в рамках специально организованной для них «Школы молодого учителя.
Прошло уже достаточное количество лет, как кто-то раньше, кто-то позже ушли на заслуженный отдых, но, думаю, что в душе каждого остались тёплые воспоминания о днях, прожитых пусть в не совсем уютных и комфортных условиях института, в наших постоянных выездах и командировках. Главное – был коллектив, были общие, большие и малые, дела, были интересные, хотя порой и не совсем удобные начинания. Но главное, что рядом были люди, был коллектив дружный, понимающий и помогающий друг другу.
Мне очень хочется пожелать всем нашим стажистам института, которые приветливо и по-доброму принимали нас, новичков, всем восьмидесятникам, кто пришёл в институт в 80-90-х годах, здоровья, личного счастья, бесконечного умения жить и радоваться каждому светлому дню, прожитому с удовольствием! И как сказал поэт, видеть пробивающуюся травинку, слышать писк голодного птенца и радоваться солнцу и звонку друзей-товарищей!
И, конечно, в радости встреч и услышанных тёплых слов, вспомнить поимённо наших друзей, сослуживцев, кого уже нет с нами, но о ком мы не имеем права забывать, так как вместе проехали и прошли не один километр по нашей Тюменской земле.
Поздравление и тёплые пожелания успехов, удовлетворения в работе, интересных встреч с нашими земляками-учителями городских и сельских школ, вам, нынешние сотрудники ТОГИРРО. Пусть вам сопутствует удача и внимание ваших слушателей! Счастья, удовольствия от каждой минуты общения друг с другом! С юбилеем института!