Сальникова Вера Владимировна

Изображение преподавателя

Образование:

Высшее (2000, Бирский государственный педагогический институт (г. Бирск, Башкортостан) по специальности «Русский язык и литература», квалификация «Учитель средней школы»), кандидат филологических наук (2006, Башкирский государственный университет, г. Уфа, диссертация «Динамика лексического компонента образно-языковой картины мира ребёнка (на материале книги С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»)» - специальность 10.02.01 - Русский язык), доцент (2012), доктор филологических наук (2015, Башкирский государственный университет, г. Уфа, диссертация «Лексический компонент языковой картины мира ребёнка: динамический аспект (на материале русских автобиографических повестей о детстве)» - специальность 10.02.01 - Русский язык); профессионально-общественный эксперт ДПП (2022).

 

Сфера научных интересов:

Вопросы современного русского литературного языка, грамматики русского языка, когнитивной лингвистики, психолингвистики, аксаковедения, языковой картины мира ребёнка, развития языковой личности, методики подготовки к ОГЭ/ЕГЭ по русскому языку, изучения русского (родного) языка.

 

Победитель Международного конкурса лекций «Научное обозрение» в номинации «Актуальный проект года» (2014, г. Казань); активный участник реализации Гранта в рамках проекта Министерства науки и высшего образования РФ «Новые возможности для каждого» и нацпроекта «Образование» (2020, программа дистанционных курсов повышения квалификации «Использование цифровых технологий в преподавании филологических дисциплин в контексте требований ФГОС»).

 

Публикации:

Около 200 публикаций, среди которых монографии (9), словари (2), учебники, учебные и учебно-методические пособия, научные статьи из перечня РИНЦ, ВАК (21), Scopus (1), Web of Science (4) и др.

1. Сальникова В.В. Репрезентация ассоциативного поля лексемы «мать» в языковой картине мира ребёнка: динамический аспект // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. № 7(61). - Ч.1. - С.130-133.

2. Сальникова В.В. Репрезентация ассоциативного поля лексемы «игра» в языковой картине мира ребёнка: сопоставительный аспект // Paradigmata poznání. - 2016. - №4. - С. 114-119.

3. Сальникова В.В., Ахматьянова З.С., Белобородова Н.С. Организация работы с лингвистически одарёнными детьми в системе электронного образования // Вестник ЧелГУ. - 2018. - №1. - С. 18 - 27.

4. Вера Сальникова, Земфира Ахматьянова. Человек в пространстве культуры и языка: Монография. - Германия: Издательский Дом: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2018. - 186 с.

5. Сальникова В.В. Отражение категории вежливости в речи носителей современного русского языка (на материале анкетирования школьников) // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. - 2020. - № 09 (65). - С. 75-80 Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/otrazhenie-kategorii-vezhlivosti-v-rechi-nositelej sovremennogo-russkogo-yazyka-na-materiale-anketirovaniya-shkolnikov.html (Дата обращения: 30.09.2020).

6. Сальникова В.В. Неологизмы в русском языке, связанные с пандемией: семантический и словообразовательный аспекты // Актуальные вопросы филологии и методики  преподавания русского языка:  Материалы  XII Региональной  научно-практической конференции (27 апреля 2021 года) / Под ред.  Ахматьяновой З.С., Сальниковой В.В. - Бирск: БФ БашГУ, 2021. -  С. 28-34.

7. Сальникова В.В. Воспитательный потенциал семейного чтения (на материале автобиографической повести С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука») // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. - 2021. - №2 (30). - С.42-43.

8. Сальникова В.В. Диалог культур как основа успешной коммуникации // Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции «Диалог культур в содержании образования» (16 декабря 2021 года). - Тюмень: ТОГИРРО, 2021. - С. 4-5.

9. Салихова Э.А., Сальникова В.В., Ахматьянова З.С. Концепт «ПРИРОДА» в языковом сознании детей и подростков, вовлеченных в процессы цифровизации // Вестник славянских культур. - 2022. - Т. 66, № 4. (W. of S.)

10. Сальникова В. В., Кудисова Е. А. Ассоциативное поле концепта ЗДОРОВЬЕ в языковом сознании студентов в период пандемии // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2022. - Т.15. Выпуск 6. - С. 1872 - 1876 (ВАК).

 

Стаж работы:

Общий - 23 года, педагогический - 23 года.

 

Профессиональная переподготовка:

Прошла курсы повышения квалификации по следующим программам:

2020 г. - «Методические аспекты преподавания родных языков народов России в соответствии с требованиями ФГОС», 40 ч. (г. Екатеринбург).

2021 г. - «Применение информационно-коммуникационных технологий, дистанционных образовательных технологий и технологий электронного обучения в образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ВО, ФГОС СПО и цифровой экономики», 72 ч. (г. Бирск).

2021 г. - «Современные образовательные технологии в высшей школе в условиях реализации ФГОС ВО: Актуальные проблемы преподавания филологических дисциплин», 72 ч. (г. Бирск).

2022 г. - «Методика обучения русскому языку в контексте ФГОС», 72 ч. (г. Москва).

2022 г. - «Региональная система научно-методического сопровождения введения обновленных ФГОС ООО (предметная область - русский язык и литература)», 36 ч. (г. Москва).

2022 г. - «Лингводидактические и культурологические основы обучения русскому языку как государственному языку Российской Федерации и как родному языку (уровень основного общего образования)», 72 ч. (Москва).

2022 г. - «Подготовка экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» по предмету «Русский язык», 36 ч. (г. Москва).

2022 г. - «Подготовка экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» по предмету «Русский язык», 72 ч. (г. Москва).

2022 г. - «Управление качеством образования в системе дополнительного профессионального педагогического образования», 24 ч. (г. Москва).

2022 г. - «Профессионально-общественная экспертиза дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических работников», 36 ч. (г. Москва).

2022 г. - «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных языков народов Российской Федерации», 48 ч. (г. Москва).

2022 г. - «Методика преподавания русского языка и родных языков народов Российской Федерации в соответствии с требованиями обновлённых ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО к образовательным достижениям обучающихся», 48 ч. (г. Москва).

2023 г. - «Организационно-методическое сопровождение введения ФГОС ООО, ФГОС СОО в системе дополнительного профессионального образования», 30 ч. (г. Москва).

 

Награды:

Благодарность Управления образования администрации муниципального р-на Бирский р-он РБ члену жюри конкурса «Учитель года - 2012».

Почетная грамота БашГУ «За плодотворную работу по подготовке высококвалифицированных специалистов в связи с 75-летием Бирского филиала БашГУ» (2015).

Благодарность МАУДО Детский оздоровительно-образовательный центр туризма экологии и отдыха «Вояж» муниципального р-на Бирский р-он РБ члену жюри «Чемпионата муниципальной интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?" среди обучающихся» (2018, 2019).

Благодарность ФГБУ «ФИРЯ» за содействие в организации курсов повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций Тюменской области (2021).

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитик Яндекс Метрика, предоставляемы компанией ООО "Яндекс", 119021, Москва, Россия, ул. Л.Толстого, 16 (далее - Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы "cookie" с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий. Собранная при помощи "cookie" информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи "cookie", будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации. Вы можете отказаться от использования "cookie", выбрав соответствующие настройки в браузере.
ПринятьНастройки