Итоги конференции «Современные траектории развития дошкольного образования»
23.09.2024Первую Всероссийскую научно-практическую конференцию «Современные траектории развития дошкольного образования» провели в Тюмени 19 сентября 2024 года. Большая часть программы была организована на базе тюменской школы №94.
В работе конференции приняли участие около полутысячи человек (155 в очном формате и более 300 дистанционно). Это руководители и педагоги дошкольных образовательных организаций, муниципальных методических служб, методических объединений, преподаватели профессиональных образовательных организаций и вузов, представители из 12 российских регионов и 26 территорий юга Тюменской области.
Желанными гостями и ключевыми спикерами конференции стали заместитель начальника общего и дошкольного образования департамента образования и науки Тюменской области Наталья Гребёнкина, ведущий научный сотрудник лаборатории начального общего образования «Института стратегии развития образования» (город Москва) Марина Кузнецова, зав. кафедрой педагогики и психологии детства ИПИ им. П.П. Ершова (филиал ТюмГУ) Елена Слизкова.
Основные задачи конференции - выявление главных направлений и условий реализации ФОП ДО, обсуждение траекторий обновления содержания дошкольного образования, распространение эффективных практик педагогического и управленческого опыта, содействие развитию профессиональной компетентности педагогов.
Таким образом, в Тюменской области решается стратегическая задача по созданию условий для доступного и качественного образования, направленного на разностороннее развитие и эмоциональное благополучие детей дошкольного с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и интересов. Накоплен эффективный опыт внедрения различных моделей, инновационных программ, технологий дошкольного образования.
В области разработана и реализуется модель по организации преемственности дошкольного и начального образования, осуществляется сопровождение инновационных проектов воспитательной направленности (патриотическое, историческое просвещение и др.), развивается инклюзивное образование.
Вера Константиновна поблагодарила стажировочные площадки ДОО Тюменской области за профессионализм, существенный вклад в повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования Тюменской области, сотрудничество с институтом.
В рамках конференции состоялось пленарное заседание, на котором обсуждались актуальные направления государственной политики в сфере ДО и пути их реализации, перспективы развития дошкольного образования в Тюменской области, наставничество как метод эффективности научно-исследовательской деятельности студентов педвуза, механизмы эффективного внедрения ФОП ДО в образовательную практику дошкольных образовательных организаций, формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников.
Во второй части конференции была организована секционная работа по следующим направлениям:
Желанными гостями и ключевыми спикерами конференции стали заместитель начальника общего и дошкольного образования департамента образования и науки Тюменской области Наталья Гребёнкина, ведущий научный сотрудник лаборатории начального общего образования «Института стратегии развития образования» (город Москва) Марина Кузнецова, зав. кафедрой педагогики и психологии детства ИПИ им. П.П. Ершова (филиал ТюмГУ) Елена Слизкова.
Основные задачи конференции - выявление главных направлений и условий реализации ФОП ДО, обсуждение траекторий обновления содержания дошкольного образования, распространение эффективных практик педагогического и управленческого опыта, содействие развитию профессиональной компетентности педагогов.
В своем приветствии к участникам конференции ректор ТОГИРРО Вера Соловьёва отметила, что в нашем регионе создаются все условия для реализации единого базового содержания образования детей дошкольного возраста, обеспеченное федеральной образовательной программой дошкольного образования. Тюменский областной государственный институт развития регионального образования стал признанным центром производства и продвижения образовательных инновационных подходов и технологий в системе дошкольного образования. Специалисты занимаются поиском альтернативных подходов к обновлению содержания, осознания педагогической общественностью принципов гуманизации образования, субъектности, индивидуализации.
Таким образом, в Тюменской области решается стратегическая задача по созданию условий для доступного и качественного образования, направленного на разностороннее развитие и эмоциональное благополучие детей дошкольного с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и интересов. Накоплен эффективный опыт внедрения различных моделей, инновационных программ, технологий дошкольного образования.
В области разработана и реализуется модель по организации преемственности дошкольного и начального образования, осуществляется сопровождение инновационных проектов воспитательной направленности (патриотическое, историческое просвещение и др.), развивается инклюзивное образование.
Вера Константиновна поблагодарила стажировочные площадки ДОО Тюменской области за профессионализм, существенный вклад в повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования Тюменской области, сотрудничество с институтом.
В рамках конференции состоялось пленарное заседание, на котором обсуждались актуальные направления государственной политики в сфере ДО и пути их реализации, перспективы развития дошкольного образования в Тюменской области, наставничество как метод эффективности научно-исследовательской деятельности студентов педвуза, механизмы эффективного внедрения ФОП ДО в образовательную практику дошкольных образовательных организаций, формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников.
Во второй части конференции была организована секционная работа по следующим направлениям:
- - Управление инновационными процессами в дошкольном образовании.
- - Ориентиры развития ребёнка в системе развивающей образовательной среды.
- - Образовательные технологии в системе дошкольного образования.
- - Организация партнёрского взаимодействия ДОО с семьёй.
РЕКОМЕНДАЦИИ КОНФЕРЕНЦИИ
Муниципальным органам управления образования и районным методическим службам, образовательным учреждениям юга Тюменской области обеспечить следующие условия: 1. Единое базовое содержание образования детей дошкольного возраста (в том числе младенческого и раннего), обеспеченное ФОП ДО и ФАОП ДО, направленное на разностороннее развитие и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
2. Единый подход в обозначении планируемых результатов освоения ФОП ДО и ФАОП ДО, учитывающий своеобразие психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ и инвалидностью.
3. Содержание образовательной деятельности в ДОО, выбор технологий осуществляется с учетом специфики культуры достоинства детства, не дублируя задачи школы.
4. Вариативные компоненты образовательных программ ДОО реализуются за счет специфики контингента воспитанников, родителей, региональных и территориальных условий, и других особенностей.
5. Система психолого-педагогического сопровождения развития детей раннего и дошкольного возрастов в условиях ДОО и семьи; специфическое содержание, инструментарий и условия оказания адресной психологической помощи воспитанникам.
Тюменскому областному государственному институту развития регионального образования:
1. Продолжить реализацию программы ПК «Направления и условия реализации ФОП дошкольного образования» с включением практико-ориентированных модулей «Подходы к реализации рабочей программы воспитания ДОО»; «Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования» и др.2. Продолжать формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки на стажировочных площадках ДОО.
3. Обеспечить обмен опытом через систему формального и неформального образования (научно-практические конференции, педагогические чтения, конкурсы профессионального мастерства и др.).
4. С целью стабилизации качественных показателей необходимо выстраивать систему преемственности между дошкольным и начальным образованием.
Фото: пресс--служба ТОГИРРО
Автор: Елена Менчинская, завкафедрой Дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО